«Пожалуй, худший недостаток одинокого человека – отсутствие воображения. Жизнь, которая скучна и монотонна, становится невыносимой при отсутствии воображения…»
С таких неприглядных, но попадающих точно в суть бытия слов начинается повествование картины, что принадлежит руке одного из самых интересных и талантливых итальянских режиссеров ХХI века – Паоло Соррентино.
Обладатель премии «Оскар» вновь вверг зрителя в пучину эстетического удовлетворения. В апреле на экране киноцентра «Родина» проект #ARTPOKAZ показал три фильма неподражаемого Паоло Соррентино, замыкающей среди которых стала лента 2004 года «Последствия любви» (Le conseguenze dell’amore), с которой Соррентино представлял Италию в основном конкурсе Каннского кинофестиваля.
Фильм снят по собственному сценарию режиссера и рассказывает историю бизнес-консультанта Титта ди Джироламо, который вложил внушительные средства мафии в покупку танкера, большинство из которых потерял. Доказав, что не крал денег, Титта сохранил себе жизнь. В каком-то смысле… Уже восемь лет он вынужден жить в швейцарском отеле и периодически переправлять чемодан с миллионами в банк.
Почему именно «Последствия любви», ведь созданный на заре карьеры режиссера фильм не так известен массовой аудитории? Потому что именно в этом и заключается его ценность для зрителя, который уже знаком с именем режиссера по его поздним проектам («Молодость», сериал «Молодой Папа»), но с картиной встречается, возможно, впервые. Неспешная и отрывочная, она – одна из самый стильных форм, в какую Соррентино заключал свои идеи.
Столь выверенная и идеальная работа не терпит атмосферы иной, кроме как созданной внутри зала кинотеатра. Соррентино явил отполированный мир, безупречный в своей отчуждении, где каждое движение отработано, и смотреть такое кино необходимо там, где внутреннее коррелирует с внешним, и киноцентр «Родина» – превосходный для этого вариант.
«Тебе говорят: «Не можешь уснуть, посмотри телевизор.» Они не понимают, что хочется одного — спать…»
Все, чего хочется при просмотре «Последствий любви», – неотрывно следить за происходящим, не теряя из виду ни секунду монотонного действа, монолит которого давит, как ни странно, заставляя забыться настолько, что утекают любые иные мысли, как и всякое желание уснуть.
Эстетика «Последствий любви», притягательная сама по себе, наполняется антуражем места, оказывая дополнительное влияние на восприятие картинки, созданной оператором Лукой Бигацци. Камера будто кружит в танце, подчиняя своим движениям все пространство, замирая в симметрии кадра, перемещаясь плавной змеей и позволяя себе рассматривать персонажей из любой понравившейся точки, пусть это даже поставит картинку с ног на голову.
Камера рассказывает за героя, немногословного и предельно лаконичного в каждых поступке и фразе. Долго ничего не зная о жизни Титта, остается полагаться исключительно на чувства, доносимые через музыку Паскуале Каталано. Скрипка надрывается, отзываясь переданной эмоцией, и качество звука, транслируемого в кинозале, не дает ошибиться в чувствах.
Нельзя недооценивать привязанность, которая может возникнуть по итогу просмотра фильма. Когда Титта, фигурально давно мертвый, наконец, спокойно уходит, зрителю оказывается не так просто отпустить Соррентино.
Потому что нельзя недооценивать «Последствия любви».
Валерия Стойкова специально для Musecube
Добавить комментарий