Рай не на Земле

Фильм, который стоило ждать. Информация о второй режиссерской работе Нила Бломкампа, талантливого вундеркинда из Южной Африки, по крупицам просачивалась в прессу, однако до последнего времени вокруг проекта сохранялась атмосфера таинственности. И теперь можно сказать – ожидание не было напрасным. «Элизиум: Рай не на Земле» — один из главных фильмов года.

К XXII веку население Земли решительно разделилось на два класса. Бедняки в тяжелейших условиях остались жить на перенаселенной планете, влача жалкое существование. Богачи переселились на космическую околоземную станцию «Элизиум», где первоклассная медицина, чистая вода, бьющая в глаза роскошь. Макс (Мэтт Дэймон) живет Внизу, но очень хочет попасть Наверх.

Побочный и скорее положительный (хотя, конечно, как посмотреть) эффект неповоротливости и консервативности голливудской индустрии, – удивительная преемственность. Допустим, по «Обитаемому острову» ни за что не догадаешься, что в этой же стране когда-то сняли «Солярис» и «Кин-дза-дза». Сопоставление российского опыта и американского – вряд ли справедливое, но точно наглядное. В «Элизиуме» можно проследить историю американской фантастики последних десятилетий.

Так, навскидку, порушенный Лос-Анджелес вызывает в памяти аналогичные кадры из «Бегущего по лезвию», космическая станция «Элизиум» по форме напоминает знаменитую центрифугу корабля «Discovery One» из «Космической одиссеи», а дизайн роботов, судя по всему, создан под впечатлением фильмов «Я, робот» и «новой трилогии» «Звездных войн». Явственное дежавю возникает и от основного конфликта – «герой-одиночка», которому нечего терять, вновь восстает против «несправедливого общественного устройства».

Голливудские продюсеры боятся экспериментов, чтобы ни в коем случае не отпугнуть и не обмануть зрителя, однако все равно обязаны идти на риск. Приходя в кинотеатр, человек платит деньги, чтобы оправдали его ожидания и, в то же время, обязательно удивили. Секрет кассового успеха состоит в умении уловить эту тонкую грань между традицией и новацией. И здесь у Нила Бломкампа все в порядке.

Отчетливо напоминая предшествующую классику жанра, «Элизиум» все-таки разительно на нее не похож. Фантастический боевик со стомиллионным бюджетом, он решительно препарирует современные проблемы, с которыми многие «серьезные» фильмы лишь вежливо здороваются. Контраст Земля-Элизиум метафорически усиливает современное противоречие между чудовищно низким уровнем жизни в странах «третьего мира» и благосостоянием стран «золотого миллиарда».

Поместья Элизиума снимали в Беверли-Хиллз, а Лос-Анджелес 2154 года – в предместьях современного Мехико. Его жителей играют мексиканцы (Диего Луна), бразильцы (Алиси Брага, Вагнер Маура). Протагонист Макс Мэтта Дэймона, типичный W.A.S.P. на вид – свободно переходит с английского на испанский. И у него есть мексиканские корни. Там, Наверху, тоже живет интернациональная компания, богачи всех стран и народов, уверенные в себе, надменные, ухоженные. У министра Делакур (Джоди Фостер) – похоже, французские корни, у президента Пателя (Фаран Таир)– индийские. Однако сказка не может длиться вечно – суровая реальность рано или поздно прорвется и в их прекрасные жизни.

Секрет феномена социальной фантастики Нила Бломкампа – в его уникальном жизненном опыте. Он родился и вырос в печальной и красивой Африке, где насмотрелся и на бедность, и на людские пороки. Там же научился создавать спецэффекты, снимать дешево и быстро. И там же, видимо, приучился верить в лучшее, ведь в мире нет более оптимистичных людей, чем в Африке. Мощный и искренний финал «Элизиума» — о надежде и силе человеческих возможностей.

 

Космический боевик «Элизиум» в кино с 8 августа.

 

Николай Корнацкий, специально для musecube!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.