Мы любим громкие фразы. А если и не любим, то давно к ним привыкли. У нас прагматичный век, где даже чувства должны быть оформлены в брачный контракт и расписаны по пунктам. Вокруг сплошная коррупция, круговая порука, что известно еще со времен гоголевского «Ревизора». Молодежь не читает классику и варварски относится ко всему, с ней связанному. Новое поколение не знает своей истории, с ними даже поговорить не о чем. Слышали такое когда-нибудь? Так вот, каждая из таких фраз стала темой для 4 новелл в новом фильме Михаила Сегала «Рассказы».

Эти, в общем, не всегда и верные фразы, набившие оскомину, в фильме если и не вывернуты наизнанку, то словно отражены в кривом зеркале. Фильм не зря получил множество наград на разных фестивалях, включая приз имени Г. Горина «За лучший сценарий»: было и смешно, и грустно, и задумчиво, и не по себе. В новелле о коррупции вообще чувствуешь себя Александром Друзем: по намекам угадываешь Главное Действующее Лицо. И не важно, что намеки прозрачны, да и зрительный зал взрывается аплодисментами с момента появления в кадре Игоря Угольникова. Это вовсе не манифест оппозиции, ни в коем случае. Скорее это рассказ о нас. О том, что неискоренимо, ибо срослось с нами намертво: фальшивый техосмотр, получение загранпаспорта вне очереди, «подношения» врачу, «слезы» в военкомате. А мы, ругая все это в действительности, смеемся и восхищаемся, глядя на киноэкран. «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» — негодовали у классика. Ну что ж, значит, такие мы.

Дети не читают классику и вообще считают, что книги – это подсобный материал для всего: от бросания в голову соседу до разведения костра. Кошмар и ужас! Нет, я тоже считаю, что Пушкина читать нужно, а «Евгения Онегина» желательно еще с комментариями Лотмана или Набокова. Но знаете, кто в фильме защитник поруганной классики? Бабушка-библиотекарь-экстрасенс, в исполнении замечательной Тамары Мироновой. Неплохое сочетание? А еще когда у нее на побегушках становится целое отделение милиции… Опять смешно.

Если Вас заинтриговал рейтинг «+18», знайте: он там не зря. Четвертая новелла эротическая. В том смысле, что постельные сцены присутствуют (с молодой, красивой Любовь Новиковой и харизматичным Константином Юшкевичем). Но после них все становится сложнее. Герои просто не совпадают по фазам: когда одному нужно только этого, героиня говорит о родстве душ (и, самое интересное, видит его!), а когда поговорить нужно уже герою, девушка ударяется в слезы. А так как он интеллектуал, образованный человек, то темы должны быть разнообразны. Она же, современная студентка, мило путается, называет акул млекопитающими и все в таком духе. Ну и что, это самое главное в жизни. Ей вообще больше точные науки интересны! И, может, учится она на какого-нибудь экономиста. Но нет, нашего героя ничто уже не остановит. Он устраивает бедняжке форменный допрос, или экзамен: что такое ГУПЧК? Когда умер Ленин? Сколько было жертв в ВОВ? И над всем этим витает еще легкий эротический флер. Публика смеется, украдкой доставая мобильные телефоны и залезая в Википедию или выложенные в интернет учебники по Истории России. И апофеоз: герой, хлопнув дверью, уходит от девушки, заявляя: «О чем с тобой т…….я?».

Фильм отличный. И актеры, и сценарий, и операторская работы, и музыка (я уже заслушала до дыр трек «Поцелуй или выстрели») – все действительно удалось. Задумалась ли я после фильма? Задумалась, но не надолго. И было весело – за фильм, и немного грустно – за нас.

 

2 КОММЕНТАРИЯ

  1. Елизавета, Вы когда отзыв писали, наверное, смеялись, а надо было почитать про Губчека (от ГУБернская ЧК). ВЧК — Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем…
    Тут не грустно, тут стыдно, очень стыдно, после такого отзыва тем более.

    • Дмитрий, действительно, моя ошибка. Обязательно исправлю и спасибо за замечание.

Добавить комментарий для Елизавета Отменить ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.