Древнегреческий миф в барочном воплощении

intrada

11 апреля в Светлановском зале Московского международного дома музыки немецкий дирижер Петер Нойман представил оперу Генделя “Ацис и Галатея”.

Признанный дирижер-генделист, Нойман выбрал себе в помощники оркестр Pratum Integrum (художественный руководитель — Павел Сербин), вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко, а также молодых солистов: Лилию Гайсину (сопрано), Тиграна Матиняна (тенор), Юрия Ростоцкого (тенор) и Кирилла Краюшкина-Ганабу (бас).

Георг Фридрих Гендель (1685-1759) задумал “Ациса и галатею” как маленькую оперу (little opera), вдохновившись одним из античных сюжетов “Метаморфоз” Овидия. Опера была написана в 1718 году. В создании либретто, основанном на тексте “Метаморфоз” в переводе Джона Драйдена, принимали участие Джон Гей — автор текста остросатирической пьесы “Опера нищего”, а также один из выдающихся английских поэтов Александр Поп и Джон Хьюез — поэт, публицист и переводчик.

Согласно легенде, Галатея была одной из пятидесяти нереид, дочерей морского старца Нерея и океаниды Дориды. Она жила в море у берегов Сицилии, где пасли стада циклоп Полифем, сын бога морей Посейдона, и юноша Ацис, сын лесного бога Пана. Эти двое стали соперниками в борьбе за любовь прекрасной нимфы. Галатея полюбила Ациса, и тогда охваченный гневом и ревностью Полифем убил его, раздавив скалой. Галатея превратила хлещущую кровь Ациса в реку, которая получила его имя. Эта река впадает в море, соединяясь со стихией Галатеи. Ацис стал духом реки, и произошло слияние влюбленных.

Оперу открывает хор, который воспевает красоту природы и радость жизни в окружении прекрасных цветов (Oh the pleasure of the plains). Затем мы слышим арию Галатеи, которая поет о своей любви к Ацису. Здесь Лилия Гайсина (студентка Консерватории и солистка-стажер Московского Академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко) продемонстрировала точное попадание в образ влюбленной нимфы. Сразу хочется отметить хорошую дикцию и даже где-то чрезмерное старание. Возможно, сказалось волнение, но в первом отделении солистке не всегда хватало дыхания на фиоритурных пассажах.

Тигран Матинян (одетый в оригинальную белую тунику, чем-то напоминающую одеяние пастуха) спел партию Ациса очень эмоционально, у солиста подвижная мимика. И мне очень понравилось, что Тигран находился в образе даже тогда, когда солировали другие. Если пела Галатея, он не просто ждал своей очереди, а смотрел на солистку влюбленным взглядом Ациса. Во время концертных исполнений опер драматическая наполненность важна, на мой взгляд, не меньше, чем во время полноценных постановок. Начинающий тенор Юрий Ростоцкий был также очень убедителен в партии друга Ациса, пастуха Дамона.

Если первое отделение оперы полностью соответствовало еще одному ее определению – пасторальная, то уже с первых звуков второй части становится ясно, что трагический исход неминуем. Его предвещают хор (Wretched lovers! Fate has past) и появление Полифема. Бас Кирилл Краюшкин-Ганаба очень темпераментно спел о ревности, мучающей одноглазого великана. Особенно мне запомнилась красивейшая ария O ruddier than the cherry (серенада, которую поет грозный великан, сама по себе уже не может оставить равнодушным — но, увы, кого угодно, но не юную Галатею, которая остается глуха к его чувствам…)

Отдельно стоит сказать об оркестре и хоре. Накануне премьеры художественный руководитель Pratum Integrum, виолончелист Павел Сербин сказал в интервью РИА-новостям, что “Ацис и Галатея” будет представлена на исторических инструментах и в аутентичной манере. Он также добавил, что “по удивительному стечению обстоятельств маэстро Нойман исполнит эту оперу впервые в жизни”. Очень приятно знать, что признанный интерпретатор музыки Генделя выбрал для своей личной премьеры именно российские коллективы.

После того, как Галатея пропела последнюю ноту, оплакивая Ациса и превратив его в дух реки, а хор воспел их любовь, успокаивая нимфу тем, что Ацис теперь всегда будет с ней (Galatea, dry thy tears), зал, хотя и не полностью заполненный, устроил артистам овацию и задарил цветами.

Софья Тихомирова, специально для MUSECUBE
Фотоотчёт Кирилла Видеева смотрите тут


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.