Сцена ещё пуста, но на заднике сцены логотип коллектива и знаменитая эмблема «Ва-Банка» в виде падающего самолётика, которых сменяют картинки из документального фильма о том, как записывался новый альбом, фрагменты клипов на свежие песни, всевозможные студийные кадры. Функцию оператора выполняет лично Александр Феликсович, он же закадрово, со свойственной ему экспрессией, задаёт вопросы, комментирует, а на некоторые и сам отвечает. На заднике ещё плывут титры, а на сцену уже вышел гитарист Денис Скопин. Психоделическое начало формирует музыкальную подложку, на которой должна выстраивать концепцию всего концерта группа в целом.
Концерт открывает «Три-ноль-шесть» — ритмичная, но не агрессивная, настойчивая, но не разухабистая вещь совсем не ва-банковского периода в исполнении Александра Ф. Скляра, Дениса Скопина, а также Алексея Рыславского (бас-гитара, контрабас), Андрея Белизова (ударные) и … неожиданно Егора Никонова (акустическая гитара) – гитариста самого известного состава Ва-Банка 1989-1999 годов.Так целуй меня, целуй меня, малыш.
Здесь я, здесь я, что же ты стоишь?
Лей вина и в миску псу, он будет рад,
Что хозяину пока рановато в ад.
Композиция была выпущена в 2008-м на сольной пластинке артиста «Песни моряков», а Скляр первой же песней концерта в Yotaspace показывает, что Ва-Банкъ в его понимании не ограничен формальными рамками и временем существования группы. В концерте будет звучать и то, что стилистически могло бы быть отнесено к Ва-Банку. Остальное творчество Скляра присутствовало, но, скорее, в виде намёков и символов. Не было Вертинского, но прозвучала «Не бросай (женские штучки)» из репертуара группы «Колибри», которая настроенчески с определенной долей условности может восприниматься как отсылка к творчеству Александра Николаевича. А в «Сашеньке» хоть группе и помогал тромбонист Максим Пиганов (лидер коллектива Тромбон-шоу Максима Пиганова), разумеется, никакого Утесова не было и в помине. А вот на цыганский рок-н-ролл не было даже намёков.
«На кухне» после «Три-ноль-шесть» — прыжок на 17 лет назад в далёкий 1991 год, когда Ва-Банк только начинался. По признанию самого Скляра, тот первый период ему наиболее близок. «Тогда мы все очень верили в рок-н-ролл», — говорит Александр Феликсович. Акустическая гитара Егора Никонова аутентична как никогда, а Алексей Рыславский неожиданно помогает на харпе. Получилось к месту, хотя, конечно, в оригинале были только гитары и никаких гармошек.Лично для меня именно программа «Цыганский рок-н-ролл» стала началом живого концертного Скляра после его выступления с этой программой во дворе дома-музея Владимира Высоцкого в Нижнем Таганском тупике в августе 1997 года.
Неподалёку маячит «Провокация». «На кухне» и «Провокация» — погодки. Даже им уже по двадцать с лишним лет, а всего группе… .
«Вот так вот, не успели оглянуться, а тридцать лет…, — Скляр присвистнул. — Где они, куда они делись? Спасибо вам – никуда они не делись, а просто воплотились благодаря вашему участию в строчки песен и добрые дела. Это моя и это наша жизнь, ребята».Когда-то альбом «На кухне» появился у меня в виде компакт-кассеты, купленной на Горбушке, на дорожках парка около ДК. Там, если кто помнит, стояли такие почти вертикальные стеллажи с кассетами. Место кассет Ва-Банка было где-то между Крематорием и Гражданской обороной. На календаре была ранняя весна 1995 года.
И снова скачок на 10 лет теперь уже вперёд в 2001 год. Звучит красивейшая «Моя жизнь» с ва-банковского альбома «Босиком на Луне».
Весь юбилейный концерт – это целая серия шагов, перемещений по истории группы, на первый взгляд неоправданных, но, тем не менее, логично связанных внутренней драматургией концерта. «Маршруты московские» исполняются при поддержке бывшего гитариста Ва-Банка Алика Исмагилова, созерцательно-романтическая «Босиком по Луне», вышедшая в альбоме в год 15-летия Ва-Банка звучит без гостей, а великолепный «Склиф» с альбома 1999 года «Нижняя тундра» представлен на фоне наложения показываемого на заднике сцены соответствующего клипа и чёрно-белой трансляции концерта, от чего получилось, что монохромный Александр Феликсович с гитарой как будто играет на фоне своего же гладко выбритого затылка.
«Сегодня есть ещё один повод собраться в этом зале. Эта песня – премьера. Называется «Калечинка», – говорит Скляр. С этого момента для собравшихся начинается альбом «Ястреб» — настоящий, ва-банковский, долгожданный. Интересно, что звучит он не весь и не песня за песней, а частично и в разбивку, что, с точки зрения восприятия, правильно. С одной стороны не даёт публике утомиться от нового незнакомого материала, а с другой – показывает интегрированность новых вещей в ва-банковские концепцию и ретроспетивное звучание старых композиций. Вот и «Калечинка» — совершенно ва-банковская композиция: ритмичная, разговорно-речитативная, но с идеально продуманными акцентами, когда в строке «люБАЯ человечинка» сильная доля приходится на «БАЯ», то есть строфа начинается на проходе, а значит надо вовремя вскочить на подножку поезда и ехать, ехать, ехать…«Нижняя тундра» — загадочная, непростая пластинка, сама по себе психоделическая, пропитанная грибами и вкусом ягеля. «Склиф» же – дело особое. Впервые он был услышан мной на премьере фильма Гарика Сукачёва «Кризиса среднего возраста» в 1997 году и на соответствующем саундтреке.
Для себя я решил: нет страшнее, свою родину — душу предать.
И калечинку эту не смею никому ни за что я прощать.
В этом весь сегодняшний Скляр. «В рок-н-ролльной колыбели, где мы когда-то лежали, все были более-менее похожи друг на друга. Но, вырастая из детских штанишек, люди становятся разными», — говорит Александр Феликсович в одном из недавних интервью. Да, мир очень изменился, и каждый, будь то поэт или брюнет, музыкант или сантехник, сам принимает решение как, для кого и для чего жить.
Прямо сразу, встык, звучит ещё одна новая песня «Анзер». «С неё начинается наш новый альбом «Ястреб», — поясняет Скляр. В этой композиции весь Ва-Банкъ с исторически-истерическими интонациями и неустойчивыми окончаниями, сползающими по глиссаде вниз.
«Шаг за шагом мы спустимся с горы. И сначала мы возьмем Манхеттен, а потом, дай Бог, и Берлин. А поможет нам в этом Сергей Летов», — этими словами Скляр предваряет следующую песню под названием «А потом Берлин». Перевод изначального текста Леонардо Коэна, сделанный томским поэтом Андреем Олеаром, в последние годы волею Скляра претерпел некоторые изменения, дополнившись ироничными строками, к которым переводчик отнёсся неоднозначно. В итоге музыканты приняли решение в альбом композицию не включать. По крайней мере, в этот, но на концертах она звучит и будет звучать.Удивительно, но из нового альбома в концерт-презентацию вошло всего 4 вещи. Помимо уже упомянутых, это «Мясотело», в которой Ва-Банку помогает гитарист Михаил Клягин, и заглавный «Ястреб» с гитарной партией Николая Девлет-Кильдеева. В «Ястребе» звук, стиль, слово истинно ва-банковские. Меняющиеся гармонии при одногармонической мелодии – стилистический стандарт группы из старых времен. Вибрирующий с провалами баритон солиста с годами приобретает всё большую фактурность. На слайдовом фоне электрогитары, создающем подложку, звуковая энергия нагнетается второй гитарой и даже басом. И уж только поверх накладывается текст.
Между тем, сАмой ва-банковской по мимике и по экспрессии исполнения вещью, прозвучавшей в концерте, стала «Ад_и_Рай». Это 2011 год, сольный альбом Скляра «Вася-совесть». Даже «За гагарой с чёрным пером» исполняется не в аутентичном звучании 1999 года, а более приглаженно, ближе к варианту, в котором она была записана спустя годы в 2013-м на сольном альбоме «Слово и дело. Любимые песни Васи-Совесть». На контрабасе в гагаре играет кубинец Абелардо Альфонсо Лопес.
В заключение основной части концерта звучат «Не реви» и «Корабли не тонут» с сольного альбома Скляра 2008 года «Песни моряков», а также красавица-старушка «Эльдорадо» при поддержке духовиков Максима Пиганова и Сергея Летова.Бисами стали старинные «Пьяная песня» и «Чёрное знамя», а также более поздняя «Не бросай». Помимо Ва-Банка образца 2016 года, на сцене Алик Исмагилов, Егор Никонов и даже гитарист Ва-Банка в 2003-2009 годах Александр Левитин. «Ребята, вы можете ничего не делать, просто постойте», — успокаивает Скляр замешкавшихся Исмагилова, Никонова и Левитина, но тем в кайф вернуться на десятилетия назад и пропеть в микрофон хором, как и когда-то, «игра-а-е-ет» и «рассека-а-е-ет». А в зале, тем временем, начинается слэм. Давно такого на концертах Александра Ф. Скляра не было.
Александр Феликсович справедливо замечает, что Ва-Банкъ – «группа разных оттенков». Верно и то, что Ва-Банкъ – это бренд, символизирующий активную жизненную позицию, выражающуюся как в реакции на события в окружающем мире, так и в особенностях звучания. Ва-Банкъ — имя, носить которое престижно и почётно, а потому сам факт, что спустя много лет оно вновь появилось на небосклонах рок-музыки, говорит о потребности в кристаллизации духа, которая на наших глазах и происходит. И имя ей – Ва-Банкъ, ведь настоящие корабли, как известно, не тонут.
Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Екатерины Головиной здесь
Добавить комментарий