40 летний юбилейный концерт Space в Crocus City: как это было

space80-е годы ХХ века для россиян (и еще прежде – для советского народа) в музыкальной жизни – отдельный пласт истории, который стоит особняком и вызывает широкий спектр эмоций и баталий среди профессионального и меломанского сообществ на протяжении всего этого времени, варьирующихся от таких формулировок, как: «Нам этот нафталин не нужен!», — до: «Тогда играли праотцы электронной музыки, процветал культ синтеза!..» В общем, отношение небезразличное, а там, где неравнодушные собираются — всегда весело.

 

4 марта 2019 года мы посетили проходивший в московском «Крокус Сити Холле» концерт яркого представителя былых времен — француза Дидье Маруани и его группы Space. Про лазерное шоу, удивительные сюрпризы, неожиданные повороты, парадоксальное поведение зрителей и, в буквальном смысле, «чудеса на сцене» поведаем в последующих строках.

 

Тем, кто сведущ в истории эстрады СССР периода 80-х, следующие несколько абзацев можно не читать, а тому, кто не входит в число таковых, нужно знать контекст, почему такое строгое раскольническое доктринальное разделение среди этих двух лагерей.

 

Дидье Маруани — французский пианист, окончивший консерваторию, начавший сольную карьеру в конце 1970-х и добившийся успеха именно, как ни странно, в 83-м году в СССР.

 

Еще с детства ваш покорный слуга видел по телеку, как дядя с лазерным зеленым лучом из головы освещал пространство и играл на синтезаторе те самые заветные мотивы из трека, как потом узнается, с соответствующим названием — Symphony (не путать с одноименным треком группы the Verve с семплом из the Rolling Stones, за которую Ричард Эшрофт и его одногруппники не получили ни копейки!), произнесённым в микрофон с вокодером, уносящим в потусторонние черно-дырявые галактические миры…. Такое не забывается никогда!

 

Хотя, из-за схожести гармоний и мелодий, всегда путались в один собирательный образ и Жан Мишель Жарр (тоже француз), и культовая советская рижская группа «Zodiak», и, только благодаря лазеру во лбу, всегда можно было идентифицировать Дидье — вот она в чем сила шоу бизнеса! ))) Но тем не менее!

 

Важно понимать, что 1970 годы — это расцвет синтеза и «синтезаторной музыки», которую называли от «техно» до «электроники». Безусловно, праотцы Kraftwerk и Cabaret Voltaire, чуть позже Depeche Mode в Европе были одними из первых, кто вводил в эксплуатацию синтезаторы и был предан акустической анафеме среди музыкантов-современников. Конечно, если рассматривать the Space на фоне таких формаций, как Front 242, U96 и прочих подобных, это можно обозвать «попсой», но, как ни крути, все равно это уже особое место в истории.

 

Самая главная суть — Франция и Россия исторически всегда были по одну сторону, что объясняет связь и любовь русских к французам и французов к русским (даже во времена войны 1812 года). Литература, архитектура, искусство — тому подтверждение. И этот постулат будет доказывать все далее сказанное.

 

В отличие от СССР, Дидье не удалось захватить американский рынок, и в Европе он менее известен, чем в России, – классическая ситуация для «восмидесятников», что приезжают к нам на всякие фестивали за приличные гонорары, ведь их так сильно любят русские, ностальгирующие по советской молодости. И с такой точки зрения – это, действительно, нафталин. Но…

 

Так или иначе, если отбросить и абстрагироваться от данных факторов, нельзя просто назвать Space нафталином, так как и сама музыка, и исполнение, и отличная форма Дидье говорят, что, несмотря на появление новых синтезаторов и технологий, музыка осталась той же — старой, но узнаваемой, простой и лаконичной, понятной, мелодичной и, безусловно, космической. Световое шоу и видеоарт по умолчанию не обсуждаются — там все на уровне и без пафоса.

 

Концерт открывали «разогревальщики», что исполняли на авансцене «спейсоподобные» произведения с живой бас-гитарой (бубнящей на весь зал), электронной барабанной установкой и двумя синтезаторами. Отыграли хорошо, поклонились, ушли. Далее было смешно и непонятно: нужно было убрать весь «стафф», чем и занялись рабочие техники сцены. И под эту уборку раздавались возгласы из ожидающего зала в стиле: «Ребята, поддержим легенду!» Неизбежная нелепость. И, да, кстати, публика была очень взрослой – подавляющее большинство за 40, 50 и даже 60, дяди, тети, их великовозрастные дети и совсем юные внуки!

 

Занавес в темноте открылся. Мелкими фонариками осветились шесть подиумов, на которых расположились все шестеро музыкантов. В темноте казалось, что там разместился целый оркестр. В чем еще сила Space, так это в сочетании инструментов: ритм-секция и электрогитара – живые, плюс 9 синтезаторов с тремя клавишниками. Так и было на сцене. У самого Дидье удалось разглядеть Korg Triton. У остальных были мидиклавиатуры с «макбуками». Также присутствовала «живая» барабанная установка Perl и гитары Fender. Перед нами — накачанный мышцами «беспроводной» гитарист, грузная бас-гитаристка «с проводом», барабанщик, сам Дидье за установленными на стойках П-образным способом четырьмя синтезаторами (отыграл только на трех из них). И двое, в глубине сцены, миди-клавишников.

 

Начался концерт с предисловия переводчика и приветственной речи Дидье, благодарящего зрителей за то, что присоединились к группе сегодня в этот 35-летний юбилей (именно так и прозвучало) и стали частью концерта…

 

Первое отделение стартовало с новой, специально написанной мелодичной композиции, которую Дидье сыграл на клавиатуре, в народе называемой «расческа», красного цвета под тон его красной кожаной куртки.

 

Далее прозвучали композиции:
— France is Paris — с замечательными видео с улиц Парижа, снятых с высоты дрона.
— Voice of Jupiter — с фотографиями одноименной планеты.
— Running in the City — c видео мегаполиса с высоты дрона. И этот трек нам очень сильно напомнил заставку из телепередачи «Очевидное — невероятное» в исполнении Procol Harum.
— Tango in Space — тут нас ждал сюрприз. Вышел Игорь Бутман, которого Дидье называл не иначе как Батман. Игорь хорошо вписался в коллектив. Интересное сочетание живого саксофона и группы синтезаторов. Но самым ошеломляющим была, конечно же, залитая всеми дым-машинами сцена, где Бутман творил музыку почти по колено в дымовой пелене, словно айсберг в океане, а остальные музыканты — на подиумах, почти тоже, но на «островах».
— Babies Paradise напомнила трек «Go west», группы Pet shop Boys. С луной и морем в видео под сопровождение саксофонной импровизации Игоря Бутмана.
— She Loves you — новая песня с вокалом бас-гитаристки по имени Дуду. Песня, надо сказать, очень хорошая, тоже напоминающая о «тех» временах, с замечательным видеорядом, где показаны были молодые влюбленные юноши и девушки, и самый трогательный кадр — диджей-дедушка и подающая ему винил бабушка.

 

После этого номера Дидье сказал на английском языке еще раз, что здорово быть частью 40-летнего юбилейного концерта, поблагодарил поклонников за верность и преданность, что бывает крайне редко в музыкальной индустрии. И, самое главное, что сменилось уже три поколения почитателей коллектива!

 

Souvenir from Rio — коронный хит Space (после Symphony) был удачно оформлен кадрами из разных концертов и туров Space автором Александром Климовым, которого объявил после Дидье.

 

Дальше Дидье пригласил на сцену еще одного русского артиста — Артура Беркута из группы «Автограф». Спел Артур достаточно зажигательно, хоть и с характерным русским прононсом, песню с припевом «Май лайф из мьюзик, май лайф из лав» под соло Игоря Бутмана на саксофоне. После харизматичных пробежек по сцене вместе с Дидье Артур в завершении вскрикнул: «Спасибо, братцы!»

 

Space opera part 2 — Дидье вышел с той же красной «расческой» наперевес, сыграл, традиционно, прекрасно. Эта часть очень сильно напомнила местами I Like Shopen от KOTO.

 

Затем был 15 минутный антракт, после которого были обещаны остальные хиты.

 

Второе отделение.

 

Конечно же, мы страстно ждали, когда же Дидье выйдет (выйдет ли?) с тем знаменитым лазером на голове. И Дидье, видимо, имеющий дар телепатического чтения мыслей, действительно, вышел — и не с одним лазером, а аж сразу с тремя! И, разумеется, под золотую Symphony. Собственно, классический пример того, что можно сделать песню (Дидье называл свои композиции именно песнями) только лишь одним словом. И больше не нужно заморачиваться с текстом, произведение само за себя все скажет — редкость в индустрии, тем более, в наше время!

 

Далее прозвучали:
— New York-Paris — с фотографиями из обоих городов и с такой же музыкой, где боролись два начала — американское и французское.
— Потом Дидье объявил новую вещь, которую «играли всего третий раз». Произведение напомнило «Восточную песню» Валерия Ободзинского и даже Леонида Утесова, с доминирующим фригийским ладом, что очень разнообразило творчество Дидье.
— Затем вновь был приглашен Артур Беркут. Исполнил песню с рефреном Present (если мы, конечно, правильно расслышали).

 

После Дидье предложил прорепетировать всем залом песню Deliverance. Публика, увы, очень вяло реагировала и не была особо зажжена подпевать Но, под аккомпанемент гитариста и барабанщика, крики Артура Беркута, самоотверженности бас-гитаристки в качестве вокального корректор-тренера, вроде как, всё раскачалось.

 

В этот момент мы услышали от соседа по ряду, солидного дяди лет 60-ти, сидящего со своей, видимо, супругой, фразу: «Пусть по-русски поют!..» До этого, во время репетиции, сей джентльмен так вообще послал музыкантов по адресу, не упоминаемому в приличном обществе. (Сразу, почему-то, вспомнился Гришковец и его аргумент на подобную критику: «Люди заплатили деньги за билет, имеют право высказывать свое мнение!»)

 

Тем не менее, в это время зал хоть и тихо, но достаточно стройно пел одно слово уже на «чистовик» с записанной партией бас-гитары.

 

Дуплекс с космосом.

 

Был еще один сюрприз. Дидье стал рассказывать на французском о моменте, который потряс его больше всего за всю сорокалетнюю музыкальную карьеру. В 2013 году на концерте в «Лужниках» Дидье играл вместе с космонавтом — итальянцем по имени Лука, находящимся прямо на борту космического корабля, — в режиме он-лайн при помощи дуплексной связи, синхронно, с минимальной задержкой. Был даже показан фрагмент этого исполнения. В левой части экрана картинка — невесомость. На корабле Федор Юрчихин, Лука и девушка-космонавт с волосами, «повисшими» вверх. А с левой — в Лужниках — Дидье, выглядевший тогда с короткой стрижкой очень старым. Играли они ту самую Just Blue.

 

Затем Дидье пригласил на сцену Федора Юрчихина, российского космонавта, и его жену. Однако тот вышел не со своей второй половиной, а с дочерью и наградил Дидье медалью как участника запуска космического корабля…. После были слова благодарности, комментарий от Юрчихина, что сейчас Дидье выглядит лучше (это, действительно, так!), и что музыка Дидье возвращает в молодость — и в космос, которого так не хватает.

 

Очень эмоциональный момент для зрителей! Мы представили, что же испытывает музыкант, когда играет синхронно с аппаратом на орбите!

 

После была пауза, и народ стал выкрикивать: «Старье давай!» — и: «Не отпустим!»

 

Тут вышла бас-гитаристка и стала петь Back to the nature. Мы вспомнили уже подзабытую группу The Army of Lovers… А видеоряд с кадрами живой природы и призывом ее беречь не разрушил целостности композиции.

 

Далее Дидье сказал, что сыграет еще пару вещей.

 

Back to the future — по сути, это был микс из всех композиций. Вышел Игорь Бутман и тоже стал подыгрывать. Бас-гитаристка стала подпевать. Дидье появился уже с черной «расческой» и стал ходить вдоль первого ряда. Толпы жаждущих прикоснуться к легенде зрителей стали окружать легенду: кто — чтобы сделать селфи, кто — для автографа, третьи — передать цветы, свои диски и подарки. Надо сказать, все это Дидье успевал делать и при этом параллельно играть.

 

И тот самый «папик», что сидел рядом со мной и пять минут назад посылал всех далеко и надолго, стал отплясывать с женой, подорвавшись с места, и к ним еще присоединился их великовозрастный упитанный сынок лет сорока… Вот она — загадочная русская уникальная душа!

 

Концерт завершился.

 

Дидье поблагодарил всех участников и представил музыкантов, которых мы, к сожалению, не запомнили. Зато запомнили твердо, что Дидье уже 20 лет сотрудничает с российскими разработчиками лазеров. А видеоряд делает его сын Себастьян Маруани.

 

В целом, концерт получился очень домашним, интеллигентным, не пафосным, красивым, с лазерно-световым звуковым шоу и не только. Уютно.

 

Согласимся, однозначно Дидье Маруани — это живая легенда!

 

Арсений Мальков специально для Musecube
Фотографии Дмитрия Петрова можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.