Александр Ф. Скляр: перевоплощение возле ширмы

38 лет группе Ва-Банкъ и две шестёрки в личном анамнезе Александра Ф. Скляра. Самое время поставить счётчик на паузу и внимательно посмотреть, что же поднакопилось в багаже. Количество написанных и записанных в разное время песен настолько велико, что они не только не могут быть исполнены в рамках одного даже самого большого выступления, но банально начинают забываться. Рождаются новые песни, невольно вытесняя на периферию памяти старые, зачастую не менее красивые и достойные концертных повторов.

Александр Ф. Скляр

Праздничный концерт 13 марта в клубе Urban – всего лишь один из песенных срезов. В этот день концертный пирог Скляра выглядел так, а в следующий раз будет смотреться и звучать иначе. А стабильность конструкции придают музыканты: Денис Скопин (гитара), Алексей Рыславский (бас), Сергей Хащевский (клавишные), Александр Никитенко (ударные).

За несколько дней до концерта на интернет-ресурсах группы Ва-Банкъ был опубликован новый альбом «Кровь и золото». Как ни удивительно, за исключением пары композиций, прозвучавшая программа к альбому не имела никакого отношения. Концерт начинается с «Крысы не бьют чечётку», ставшей визитной карточкой Скляра. Будучи выпущенной в 2022 году, с тех пор песня регулярно открывает выступления Ва-Банка. Всё логично: преемственность мелодий и риффов, очевидная связь Ва-Банка v 1.0 и v 2.0 с самого начала позволяют перекинуть убедительный мостик из прошлого в будущее, тем самым создавая правильный настрой и подготавливая почву к дальнейшему хождению по годам и альбомам.

Александр Ф. Скляр и Рич

На заднике сцены весь концерт специально подобранный видеоряд. Клипы сменяет минималистичная компьютерная графика. Иногда кажется, что где-то здесь прячется Маяковский. Морская подборка, набор песен, объединённых одним главным героем – Васей-Совесть, а ещё мощнецкие молодые «Старики» и «Модест the Best», «Эребус и Террор» и древняя «Эльдорадо» — это то, чем живёт Ва-Банкъ наших дней. «Кухня» и «Босиком на Луне», «Игроки и шпионы» и «Кислое вино» — чёрное и белое, светлое и тёмное. Здесь нет приглушённых цветов, здесь нет полутонов. Творчество группы Ва-Банкъ, да и сольного Скляра воспринимается не иначе, как монохромный квест, как инь и янь, как пресловутые «Ад-и-Рай», сплетённые грубыми льняными нитками в одно единое целое.

По улочке знакомой громыхает трамвай,
В сквере на скамейке отдыхает старик.
Я знаю этот город, я давно к нему привык,
Здесь все с собой таскают персональный ад и рай.

Небо у каждого свое,
Кому-то рай на небе, а кому-то на земле.
Каждый находит что хотел
И делает что хочет — в этом городе есть все!

Александр Ф. Скляр и Ва-Банкъ

С одной стороны чёрный халат и мешковатые брюки, а с другой гладко-выбритый подбородок и белоснежная сорочка – это и есть Скляр. Растопыренные пальцы и раскрытая ладонь, чёткая артикуляция и уверенные пассы руками – и это тоже Скляр. Альтернативное прошлое не предано, а всего лишь, для чистоты эксперимента, спрятано за ширму. И в этот же миг на сцене появляется Скляр – артист: трагик и комик, злодей и простак. Александр Феликсович моментально перевоплощается, но, что редко и ценно, он, говоря за героя, никогда не перестаёт быть Скляром, то есть никогда не говорит голосом героя и всегда говорит исключительно от своего имени. Вот она фишка! Где-то здесь и спрятана с одной стороны граница доверия к артисту со стороны публики, а с другой – потребность артиста оставить за собой право остаться самим собой, не растворяясь в персонаже.

Пронзительная «Чёрная свеча» — это почти премьера. Единожды прозвучав на ТВ в программе «Соль», она больше ни разу вживую не исполнялась. Рэпер Рич вторым вокалом добавил звучанию современности. Этот текст недостаточно слушать, его надо читать. Он выворачивает, он заставляет метаться из 90-х, нет… даже 80-х прошлого века, в 00-вые, затем в наши дни, потом обратно, и так кольцами, которые набрасываются одно за другим на плохо оструганный осиновый кол.

Александр Ф. Скляр

Свечка чёрная горит — Пушкин, выйди — говорит.
Свечка чёрная смолит, разобьём мы весь гранит.
Мы забудем язык вражеский-ненашенский,
Мы попляшем на могилах разукрашенных.

Мы не вы, вы нас не лучше, мы свободнее.
Лара Крофт к нам приезжала в преисподнюю.
Свечка чёрная горит — огонь оранжевый.
Света нет и воздух чем-то тут заряженный.

Как известно, история не знает сослагательного наклонения, а потому, вне всякого сомнения, Ва-Банкъ – «группа разных оттенков». Но, как бы то ни было Ва-Банкъ – это и бренд, символизирующий безусловную кристаллизацию духа и активную жизненную позицию. Песни Ва-Банка коренным образом отличаются от современной музыкальной жвачки. Отсутствие канонически строгих рифм компенсируется яркими запоминающимися образами, мощными гитарными риффами и резко-рваной музыкальной подложкой. В общем, всё, как в жизни. И в какой бы период истории ни были написаны песни, они про страну, они про борьбу, они про нас с вами. Собственно, и сам Скляр отмечает, что в песнях находит отражение всё то, что переживает народ России и вся страна. Очень точно в этой связи в одном из недавних интервью высказался актёр и режиссёр Михаил Горевой: «Он [Александр Ф. Скляр] знает дорогу, он знает ходы под землёй души человеческой. Как внедрить в слушателя не только мысль, но и дух».

Андрей Ордальонов специально для MUSECUBE
Кирилл Видеев, полный фотоотчёт по ссылке


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.