диджей кузьма

Ровно 26 лет назад легендарный клуб «Планетарий» стал не только одним из ключевых летописцев российской рейв-культуры, но и выпустил не одну плеяду собственных диск-жокеев, получивших широкую известность в стране и за рубежом.

О развитии электронной сцены Петербурга, лихих 90-х и закрытии знаменитого клуба, DJ Andron Q-zma, он же Андрей Кузнецов рассказал журналистам musecube.org

МС: Говорят, среди промоутеров бытует такая закономерность, что в среднем ночные клубы живут не больше 2-х лет. «Планетарий» фактически уложился в этот промежуток, открывшись в сентябре 1994 и прекратив свое существование в 1996. Если можно, то пару слов о том, как ты впервые оказался в «Планетарии»и как стал его резидентом?

DJ Andron Q-zma: Изначально в «Планетарии» было два руководителя – Женя Каргополов и Евгений Финкельштейн, руководитель PMI и организатор всех великих концертов. Так же в «Планетарии» была своя звезда – DJ Грув, который открывал клуб вместе с Федей Бумером. И вот в какой-то момент, «Планетарию» понадобились новые диджеи и благодаря приглашению Миши Бархина – одного из арт-директоров «Планетария», мы все туда и пришли: Юджин, Серега Демидов, Леша Залогин, Леша Фрейд, я, как DJ Q-zma, Валера Сказочник и Федя Бумер. А поскольку некоторые из нас играли техно-минимализм, а формат «Планетария» подразумевал клубную культуру на подобии своих голландских родоначальников, тосо временем часть ребят отошла от «Планетария» и нас осталось четверо: Леша Фрейд, Леша Залогин, Валера Сказочник и я. Вот так мы и стали ведущими диджеями «Планетария».

МС: Насколько я знаю, к середине 90-х годов большинство электронных клубов стало делиться на идеологических последователей исконной электронной культуры и танцевально-развлекательные адепты. Как тебе кажется, существовало ли это деление на самом деле? И если да, то какое место в нем занимал «Планетарий»?

DJ Andron Q-zma: Тут нужно понимать, что в то время клубов было еще мало и основная кучка диджеев и промоутеров перетекала с одной площадки на другую, поэтому какого-то определенного деления на самом деле не было. В основном все вечеринки проходили под эгидой тех людей, которые несли эту культуру, за исключением каких-нибудь клубов типа «Candyman», располагавшегося, как нам тогда казалось на окраине города, в районе метро Ладожская. Вот там как раз были все зачатки танцевально-развлекательного сегмента. То есть столики стояли рядом с танцполом, хотя, лично я этого не понимаю – на мой взгляд еда и танцы не совместимы, особенно когда человек ест картошку, а на расстоянии пяти метров играет диджей. Как правило, мы в таком не участвовали, а играли там, где могли привнести в эту культуру что-то новое.

МС: Кроме расцвета клубного движения, это время запомнилось еще и огромным количеством ярких танцевальных вечеринок, одной из которых стал «Восточный Удар» промо-группы «КонтрФорс». Как и почему Одинг и Назаров покинули Тоннель» и как развитие российского промо-движения повлияло на рейв-культуру в целом?

DJ Andron Q-zma: На мой взгляд, разошлись они из-за каких-то внутренних событий связанных с руководством«Тоннеля». Хотя, возможно, там была еще какая-то причина. Когда ребята ушли, к ним присоединилась Маша Малос, которая достаточно быстро наладила выход на немецкую техно-сцену и «КонтрФорс» начал привлекать зарубежных звезд. Они стали пробовать делать вечеринки, приглашать диджеев, помню, им даже удалось договориться с директором «Юбилейного» о проведении своей какой-то дискотеки. В общем, у них стало получаться, поэтому уход из «Тоннеля» во многом поспособствовал тому, что у ребят появилась своя промо-компания. Естественно, то время позволяло делать такие вещи, поскольку у большинства площадок не было как таковой занятости и они просто простаивали. Плюс не было никакого контроля со стороны государства и все шло напрямую в карман тому же директору, который в свою очередь закрывал глаза на торговлю наркотиками и все прочее.

МС: То есть ускорило процесс коммерциализации?

DJ Andron Q-zma: Конечно. Да и сами диджеи уже стали играть за совершенно другие деньги, плюс приезжали иностранные артисты, которым нужно было платить гонорар, поэтому некая материальная подоплека потихоньку входила в жизнь. Все уже понимали, что на этом можно заработать, поэтому к этой истории стали подключаться и производители первых энергетических напитков, такие как «Red Devil», и крупные алкогольные компании типа голландской водки, которая разливалась здесь у нас. А потом пошла так называемая драг-стори – продажа наркотических веществ на этих вечеринках. Честно говоря, я до сих пор склоняюсь к тому, что некоторые электронные стили шли параллельно с производством определенных запрещенных препаратов. То есть это была типично американская история, когда под эгидой одного продавалось другое и на этом зарабатывались деньги. Тогда ведь никто не думал, что это крайне пагубно влияет на здоровье людей. И когда понимаешь насколько это страшно, выходит, что это была совершенно не нужная история.

МС: Тогда раз уж мы заговорили о вечеринках, не могу не спросить о том, какие музыкальные акции «Планетария» тебе запомнились больше всего, на каких из них играл сам, а на каких присутствовал в качестве зрителя?

DJ Andron Q-zma: Наверное, самым ярким был приезд голландцев. В свое время был такой знаменитый клуб «It». Он считался гей-клубом, но там собирались все мировые звезды – Джордж Майкл, «2 Unlimited» и многие другие ребята. Оформление там, конечно, было шикарное и вообще вся атмосфера с танцующими на кубах трансвеститами в каких-то невероятных костюмах просто завораживала. И вот однажды Женя решил сделать в «Планетарии» нечто похожее и пригласил шоу-группу из Голландии. А поскольку сам «Планетарий» был сделан на подобии этого клуба, у нас тоже были похожие кубы, на которых можно было танцевать, то большинство посетителей воспринимали этих двухметровых мужчин на каблуках, как девушек. В тоже время на вечеринки приходили ребята из мафиозных структур, которым и в голову не могло прийти, что это мужчины. И вот один из них подумал, что это девушка, забрался на этот куб и начал с ними танцевать откровенные танцы. Одни, конечно, просто смеялись, понимая абсурдность ситуации, а для собратьев по группировке это был нонсенс!

МС: Но ведь помимо голландцев в стенах «Планетария» проходил и «Рейв-монтаж» – прямой потомок «Восточного Удара», и даже какие-то поп-концерты?

DJ Andron Q-zma: Из серьезных ребят к нам приезжал Роберт Маилс, мы с ним вместе играли. А вообще «Планетарий» славился тем, что приглашал не только европейских, но и российских звезд – «Иванушки Int.», Лика МС, «Чугунный скороход» у нас в свое время начинал. То есть именно в стенах нашего клуба впервые произошло некое сращение техно-хаус культуры и попсы, что приумножило количество посетителей.

МС: Ну, на посещаемость тогда мало кто жаловался, взять тот же «Восточный Удар», к примеру. Вообще, какие впечатления остались от этого рейва?

DJ Andron Q-zma: Что касается «Восточного Удара», то у меня остались очень яркие впечатления от этой вечеринки. Это было как раз в «Юбилейном», где я играл последний сет с 7 до 8 утра. И вот в 8 утра нужно было уже заканчивать, там даже вышла на сцену полковник милиции, подошла ко мне и говорит, все, типа, закругляйся. И вот ты смотришь со сцены в зал, а там пять тысяч человек смотрят на тебя, кричат твое имя и просят поставить еще один трек. И когда ты ставишь пластинку и видишь, как взрывается весь этот танцпол – тебя захлёстывают нереальные эмоции!

МС: Тем не менее, все это обилие вечеринок не уберегло многие клубы от закрытия. Причем, если первому закрытию «Тоннеля» поспособствовали проблемы с помещением, то с «Планетарием» была совсем другая история…

DJ Andron Q-zma: Что касается закрытия «Планетария», то история этого клуба завершилась в 96-м. После того как на Женю Финкельштейна было совершено покушение на клуб началось давление со стороны органов МВД, в частности налоговой полиции. А потом, спустя какие-то время к Жене пришли люди с предложением внести определенную сумму для продолжения работы «Планетария». Он отказался и тут началось самое интересное: к нам тут же подъехал автобус, от куда выскочили люди в масках с автоматами и встали на кассу. Как только вечеринка прошла и вся выручка была в кассе они эти деньги взяли, сложили в мешок и уехали. На следующей вечеринке было тоже самое – приехали ребята, встали на кассу и забрали деньги. Вот так прошло еще три-четыре вечеринки и денег в «Планетарии» не осталось. Поэтому, когда у «Тоннеля»начались первые проблемы с помещением, там еще можно было как-то побороться.

МС: Кстати, давно хотела спросить,так повелось, что музыкой перемен принято считать рок, а музыкой свободы по праву стал рейв. Тем не менее, в 90-х годах рок был сильно дезориентирован, чего не скажешь про электронику. То-есть, рейв оказался сильнее рока?

DJ Andron Q-zma: На мой взгляд, рок-волна была более растянутой во времени, начиная с конца 60-хи почти до конца 80-х годов, а вот рейв-культура случилась за такой короткий период и не просто случилась, а получила свое развитие и достигла кульминации. Поэтому по насыщенности, по мощности, по своей энергии я бы поставил рейв на первое место. Хотя сейчас уже нет всего того, что было в 90-х. Еще как-то развивается транс-музыка, поскольку там используются звуки природы, которые в принципе необъятны, но вот техно, хаус – эти композиции уже вливаются в ухо как единый трек. Ну, и люди, они конечно ходят на вечеринки, но уже непонятно зачем. У меня такое ощущение, что поставь сейчас картонного чувака за вертушки, включи кассету и шевели ему ручками, никто даже не обратит внимание, что этот парень делает настроение. Конечно, есть узнаваемые диджеи – тот же диджей Лис, но вот так, по-большому счету, играй музыку хоть с телефона люди будут балдеть.

МС: Но ведь люди балдеют не только от электроники. Начиная с 2010 года в российском музыкальном пространстве стал закрепляться реп, однако сами нулевые прошли под совершенно другую музыку. Насколько я знаю, популярность стали приобретать ломанные ритмы. Тогда если можно, то пару слов о том, как изменились твои стилистические пристрастия с приходом 2000-х?

DJ Andron Q-zma: На самом деле, все просто: меняется твой внутренний мир и тут же меняется твой стиль. Когда настали 2000-е я начал много путешествовать по Индии и, естественно, у меня изменился внутренний мир и мне захотелось поиграть транс-музыку. Я даже участвовал там в нескольких вечеринках и играл уже притрансованные сеты. Конечно, они были не такие жесткие, как чистый транс, но это был уже такой хаус-техно с трансовыми звуками.

МС: А что скажешь про реп?

DJ Andron Q-zma: Про наш российский реп я ничего сказать не могу. Для меня его просто нет. Я его не слушаю, а если и узнаю о каких-то музыкантах типа Басты, то только из-за того, что на фоне пандемии случился скандал в Ледовом. Может быть молодежи это сейчас интересно, но судя по тому, как наша молодежь разговаривает – три слова связать не могут, вряд ли даже реп на них хоть как-то влияет с точки зрения развития языка.

МС:А вот если говорить о сегодняшнем дне, что нового происходит на электронной сцене Петербурга? Есть ли новые звезды и кого бы из них ты отметил больше всего?

DJ Andron Q-zma: Из новых интересных артистов я бы выделил Lady Waks. Человек просто живет этим: пишет музыку, поет, рисует флаеры, выступает как диджей. Она всегда собирает полные площадки и много гастролирует за рубежом. Тем более, в отличие от многих российских диджеев у нее совершенно другой подход. Она очень долго жила в Германии, объездила весь мир, поэтому имеет самое полное представление о том, что происходило и происходит в электронике. Поэтому, я считаю, что Саша Waks – это наш петербургский ТОП. Вот, Арам Мантана тоже классный, но у него уже такой возраст не совсем молодежный. К нему наоборот ходят именно бывалые ребята, которые, как и мы прошли «Планетарий». Они конечно уже более спокойные, поэтому приходят не за трешем, а за музыкой, за атмосферой. А вот такое прямо молодежное… Ну, Слон собирает танцполы, молодец, не останавливается. А так, по-большому счету все разбежались по частным вечеринкам. Как-то наоборот разделились, а не сплотились как раньше. Но мы уже в таком возрасте, что в праве сами выбирать с кем нам отдыхать, а с кем играть на одной площадке.

Беседовала Наталья Бартош специально для musecube.org

Фотография из личного архива Андрея Кузнецова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.