Души начинают видеть

Души начинают видеть
Использовано фото с сайта oteatre.info

…А женщина всё писала,

Звали её Мариной.

 (К.Е.Кинчев, 31.10.2000)

 

Переписка… Роскошь, утратившая свою ценность в эпоху хай-тек. Электронная почта, социальные сети – и земной шар сжимается до размеров смартфона. Всё близко, всё рядом. Или нет? Не узнать нам уже простых радостей бумажной переписки. «Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как поздравления из прошлого века» — писал Торнтон Уайлдер. Сколько прекрасных страниц таит в себе эпистолярий великих художников минувших лет! Один из таких шедевров – переписка Марины Цветаевой, находящейся в эмиграции в Европе, и Бориса Пастернака, жившего в Стране Советов. Эта переписка —  одно из важнейших жизненных событий в биографиях обоих поэтов. А та ее часть, которая относится к весне-лету 1926 года и включает третьего участника, немецкого поэта Райнера Мария Рильке, стала одной из самых известных переписок в русской литературе ушедшего столетия и переведена на несколько европейских языков. Так, основой музыкального спектакля «1926», состоявшегося 21 ноября в Малом зале Петербургской Филармонии,  стала именно эта, знаменитая Переписка Марины Цветаевой с Борисом Пастернаком и Райнером Марией Рильке.

 

Елизавета Боярская – это пульс Марины Цветаевой, её порывистость и энергия, ожившие строки писем-признаний, бесконечная любовь к слову… Анатолий Белый – сдержанность, порою скрывающая волнение, забота и дружба. Рильке – незримо присутствующий слушатель, к которому обращаются поэты через далёкое пространство. Его воплощение на сцене – тембр скрипки, озвученный Дмитрием Синьковским между диалогом поэтов и эпизодами поэмы «Крысолов».

 

«Где заканчиваются слова – там начинается музыка», как сказал Генрих Гейне. Музыка в спектакле – это продолжение слова, она дополняет его и одновременно становится импульсом для последующих сцен. Музыкальное полотно спектакля – шедевры Баха, Бартока, Шостаковича, Пьяццоллы и многих других, сотканы в единую драматургическую линию Алексеем Курбатовым. Визуальный ряд, в котором была использована новейшая технология 3D-проекций – видеомаппинг, создавал на сцене особое магическое пространство, в котором кружатся души поэтов. Артисты в течение спектакля не смотрят друг на друга, хотя и стоят рядом  — так создается впечатление огромного расстояния между ними.

 

«Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли…» – звучит из уст Елизаветы Боярской.

 

«Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это — сплав…» — эхом откликается Анатолий Белый.

 

Стихотворение Цветаевой, посвященное Пастернаку, здесь, в спектакле – это средоточие драмы. Незримая нить связывала двух величайших поэтов более 10 лет. За это время все их неоднократные попытки встретиться заканчивались неудачей. Но если взгляды их долго не могли встретиться – друг друга начали видеть души. И эту глубокую душевную связь, неоднократно воспеваемую в современности, мы имеем счастье наблюдать — со сцены ли, сидя в торжественном полумраке зала, или со страниц книги  – это бесценное и бездонное сокровище.

 

У меня мое море, наше с тобой. (М.Ц. – Б.П.)

 

Лилия Позднякова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.