Люди заходят в зал с интересом на лицах, ожидание начала лежит на лицах тенью восторга. То, чего мы все ждали и немного больше, то и свершилось — грязный звук и чистые ноты, драйвовая мысль и четкая идея — свобода, равенство, анархия!
29 марта в московской Шоколадной Фабрике выступили петербуржцы — Электрические Партизаны: это сольный проект Вадима Курылева, гитариста «Разных Людей», бывшего гитариста ДДТ, активного участника рок-тусовки и неунывающего панка-анархиста. Последнее сказано не в придачу к слову «панк»: Вадим и все Партизаны реально поддерживают анархические идеалы, и это выражается не только в текстах и музыке.
Песни они прозвучали, как фейерверк эмоций: слова протеста — не столько призыв, сколько праздник. Не смотря на не самый хороший звук, характерный для электрических рок-составов в ШФ, все прошло на «ура»: зрители, прыгая и размахивая флагами, майками и шарфами с анархистской символикой, знали все песни и подпевали. Публика разделилась как бы на три слоя: первый из них — слэмящаяся группа у сцены. Парни и девушки выкрикивали слова песен, толкались и выплескивали свою энергию друг на друга и на цену (вопреки или, скорее, в поддержку «призывам» Электропартизан выплеснуть ее на революционные действия). Такая активная часть публики есть на любом рок-концерте: она отражает настроение песен, является как бы посредником между музыкантами и остальными зрителями при передаче энергии. Они играют в анархию, выкрикивая лозунги «СВОБОДА! РАВЕНСТВО! АНАРХО-КОММУНИЗМ!», хором поют «смерть буржуазии!» и готовы в атаку … пока звучит песня. Зачастую в других условиях именно такой контингент народа называют «пушечным мясом» и первыми бросают в наступление, пока они инстинктивно следуют звукам гимна и повинуются голосу, который громче всех.
Но мы на рок-концерте, больше того — на панк-концерте! Тут нет ни вождей, ни войны — есть идея, которой посвящены песни Вадима Курылева. Даже слэмящийся пьяный панк понимает, почему он именно здесь. Это стало отчетливо ясно, когда слова песни «Разные Люди», а именно — фраза «Пусть лучше живут те, кто ходит стадом», заставила публику приостановиться и застыть. Только пара особо рьяных панков под сценой продолжила резвиться.
Мое внимание привлек «второй слой» зрительского зала: те, кто встал из-за столиков, но не побежал беситься под сцену. Наверное, это были поклонники чуть старше или чуть трезвее, но они все внимательно следили за сценой и слушали Вадима, подпевая и качаясь в такт. Эти люди слушали слова и внимали.
«Третий слой» сидели за столиками: эти не только слушали, но и, кажется, оценивали слова. Вероятно, эти были не впервой на концерте Электрических Партизан: они слушали песни, разглядывали публику и обсуждали происходящее, подпевая время от времени и осыпая зал аплодисментами после каждой песни. Некоторые курсировали между вторым и третьим «слоями»: все явно были в теме, поддерживали тему и адекватно общались, знакомились. Некоторые из гостей явно знают кого-то из музыкантов лично, кто-то уже давно поддерживает их взгляды и восхищается социальной работой.
Харизма Вадима Курылева невероятно сильна и притягивает людей к песням в его исполнении, заставляет слушать и вникать, обдумывать и осмысливать — вероятно, многие из поклонников Электропартизан смогут сказать, что в их мышлении и взглядах кое-что изменилось от знакомства с их музыкой.
После концерта Вадим выглядел уставшим, но «подзарядившимся». Ему еще было что сказать гостям вечера, но лимит времени уже истощился, как и лимит человеческих сил на этот вечер. На вопрос «что вы несете в своей музыке?» он ответил следующее:
— Нет, к прямому физическому противостоянию я не призываю. Я хочу, чтоб люди задумались об идеалах анархизма и о путях достижения свободы. На сегодня это самая адекватная модель будущего для всего человечества.
Песни с таким четким посылом побуждают жить, и бороться за жизнь — не меньше!
Вся анархистская идеология, на мой взгляд, основана на убеждении, что человек — не животное, что он высок духовно и стремится к совершенству. В каком-то роде это идеалистично, хоть и не менее верно от этого. Человек — интеллектуальная единица даже в числе сообщества таких же Единиц, пока сообщество — не стадо. Пока каждый свободен, пока ум и интеллект, а не инстинкты, принимают решения. «Убедись в том, что ты свободен!» — яростно призывает Вадим.
Желая узнать, кто из зрителей как понимает это, я подходил к ним с вопросом: «Что вам нужно, чтобы почувствовать себя свободным(ой)?» Ответы были следующие:
— Бутылка самбуки!
— Ну, на этот вопрос нельзя ответить однозначно… конечно, многое зависит от того, где именно чувствовать свободу, в чем именно… (далее — долгая речь и размышления на тему «а что такое свобода?»)
— Ничего. Я и так свободен.
— Маленькое наследство…
— Действующий межпланетный корабль.
Что ж, свобода для каждого своя. И совсем не факт, что для ощущения себя в комфортном состоянии всем этим людям нужна смена социального строя. А вот отказ от любого строя, пожалуй, был бы одинаково полезен всем — об этом поет Вадим Курылев.
Гражданин Мира, специально для MUSECUBE.
Фотоотчет Татьяны Соколовой смотрите здесь.