Фестиваль Алгебра и Дисгармония — шум и ярость андеграунда в Москве и Петербурге

С каждым годом появляется всё больше и больше новых фестивалей. Какие-то сражают своим размахом и масштабом, какие-то проходят для конкретной музыкальной ниши и тоже умудряются навести в её рамках шумихи. В мире андеграунда тоже не без громких событий! 20 и 21 января в Москве и Санкт-Петербурге прошёл фестиваль Алгебра и Дисгармония. Московская часть фестиваля прошла в клубе на Электрозаводской Склад No3, плацдармом для петербургского отделения Алгебры и Дисгармонии стал малый зал клуба Ласточка, что неподалёку от Лиговского проспекта. Локации были выбраны организаторами как нельзя лучше — каждое из мест вроде и находится в центре города, но спрятано в уютных закоулках улиц, а внутри каждого из клубов царит атмосфера андеграундной культуры, честной и бескомпромиссной, живущей вне форматов СМИ или каких-то других ограничений.

В некотором смысле можно утверждать, что на сцене фестиваля встретилось несколько поколений столичных андеграундных тусовок. Когда-то в «нулевые» и «десятые» годы сложно было найти меломанов, не знавших прекрасные группы Verba и Jars, экс-участники которых сегодня входят в состав группы Резина. Середина-конец «десятых» годов для петербургского андеграунда стали знаменательны появлением групп Цверних Цветова и Мизери, которые на сегодняшний день имеют внушительные фан-базы. Именно Резина, Цверних Цветова и Мизери составили костяк двух дней фестиваля Алгебра и Дисгармония. Лайн-ап московского и петербургского дней отличались ровно на один коллектив. По довольно красивому стечению обстоятельств, именно эти группы открывали фестивали. В Москве этой группой стал коллектив под названием Цвет Граната, в Санкт-Петербурге — Гольф Клуб. Эти имена совсем недавно стали мелькать на радарах меломанов, ребята даже не разжились первыми студийными записями. Здесь хочется отдать должное организаторам фестиваля за то, что мероприятие нацелено не только на культовые для своей сцены коллективы, но и на совсем молодых музыкантов, которым так необходимо помогать в их первых шагах. Настоящим культуртрегерством занимается промо-группа IndieMusic. ru, организуя подобные фестивали, за что честь и хвала им!

Итак, первой группой, вышедшей 20 января на сцену Склада No3 стал коллектив Цвет Граната. Прошу вас, запомните, пожалуйста, это название, за этими на вид скромными ребятами стоит большое будущее! Несмотря на то, что музыканты кажутся совсем юными, а в сети практически невозможно найти информацию о них, они, подобно цвету того самого фрукта, в честь которого они себя и называют, создают ярчайшие инструментальные композиции, которые бодро исполняют на сцене перед залом. Музыка у парней и правда получается интересная — это настоящая гремучая смесь самых разных жанров. Услышав их концертное выступление, вы можете услышать и нотки нойза, и где-то возможно проскочит что-то от гранжа или, только не удивляйтесь, блюза, в умеренном количестве будет добавлено понемногу альтернативы и инди-музыки. Взболтать, но не смешивать, добавить секретные ингредиенты, состав которых известен только самим музыкантам — и вот готов чудесный музыкальный коктейль Цвет Граната! Бесспорно, среди собравшихся в стенах Склада No3 к самому началу фестиваля, было немало тех, кто пришёл ради других участников, но даже они искренне заинтересовались Цветом Граната. Некоторые зрители даже прямо из зала спрашивали парней откуда они, как называются и где дальше следить за их творчеством. Сами же музыканты в начале своего выступления держались на сцене достаточно скромно, но поддержка со стороны зрителей придала парням уверенности и они красиво и непринуждённо отыграли свой сет.

В Петербурге дебютантами Алгебры и Дисграмонии 21 января в клубе Ласточка стала группа Гольф Клуб. Такие же молодые и горячие парни, правда играющие далеко не то же самое, что их московские коллеги по сцене. Гольф Клуб — это лихой гитарно-барабанный замес из панка, постхардкора, альтернативы и ещё чего только не. Играют слаженно и качественно, помимо интересной музыки группа также тексты пишет небанальные, есть на чём заострить внимание любителям покопаться в литературно-поэтических формах. Явно на сет Гольф Клуба пришёл некоторый процент публики, которая уже знакома с их творчеством, но нет никаких сомнений в том, что остальных, собравшихся в Ласточке, Гольф Клуб влюбили в себя своим творчеством! Вообще, не может не радовать то, как люди на фестивалях открыты для начинающих коллективов. Ведь это же в первую очередь говорит не только о смелости музыкантов, но и о том, что люди готовы и открыты новым именам и новым музыкальным ощущениям!

Организаторы Алгебры и Дисгармонии очень хитро и оттого ещё более интересно построили лайн-ап фестивалей, включив в него не только группы, играющие песни в классическом понимании, но и инструментальные композиции. Как уже говорилось выше, московскую Алгебру и Дисгармонию открывала именно такая группа, Цвет Граната, но в костяк фестиваля вошёл ещё один коллектив, который на концертах радует публику яркими психоделическими произведениями — Резина. В Москве они выступили третьими по счёту (интересное чередование получилось песен без слов и со словами), в Питере — вторыми. Тем, кто не знаком с творчеством Резины, стоит знать, что это проект коллабораций, приглашающий для студийных записей вокалистов из разных групп, а на концертах парни воспроизводят эти композиции в инструментальном варианте. Совсем недавно Резина всё же стали делать произведения, для которых изначально не искали вокалистов и сразу записывали их в инструментальном формате. Именно такие треки, «Сигнал» и «Тревоги» группа представила на своих сетах. Более того, без лишних прелюдий Резина презентовала на фестивале Алгебра и Дисгармония совсем новую композицию! Шумный и агрессивный трек пришёлся по вкусу аудитории. Открывала сеты Резины ещё одна чисто инструментальная композиция, которую группа тоже совсем недавно стала играть на своих концертах, с осени прошлого года. Жаль только, что попытки узнать названия последних новинок группы успехом не увенчаются — музыканты лукаво утверждают, что до сих пор не дали им имена. Во время сетов Резины публика ни коим образом не думала о слэме. Она вообще едва ли могла о чём-то думать в те минуты, когда группа была на сцене. Своей музыкой Резина погружает слушателей в удивительный мир психоделической шамании, вводя зрителей практически в состояние гипнотического экстаза. Выходить из этого состояния если и хочется, то только ради того, чтобы понаблюдать за великолепной игрой музыкантов. За оглушительными барабанными партиями Дмитрия Дроздова, за вкрадчивым басом Олега Лисицына или же за сногсшибательными партиями гитар Андрея Климова и Ильи Зинина. Отдельное внимание стоит уделить именно игре Ильи Зинина, манера игры у него весьма необычная — во время концерта Илья орудует не только медиатором, но ещё и слайдом и даже отвёрткой, перемещая её стержень по грифу гитары. Хотя что уж говорить, в Резине все музыканты настоящие мастера гитарно-барабанного психоделичного поприща!

Было чем удивить аудиторию и коллективам, которые сражали наповал посетителей фестивалей своими не инструментальными, а вполне себе поющими композициями. К примеру, группа, закрывавшая оба дня фестиваля, Црвених Цветова, одну из песен своего московского сета посвятила нашумевшей истории погибшего кота Твикса. Очень верно, когда музыканты привлекают внимание своих фанов к проблеме жестокого обращения с животными, призывая их не допускать подобного никогда и нигде! Во время московского сета Цверних Цветова преподнесли своим поклонникам неожиданный сюрприз — во время их выступления к ним присоединилась московская группа Заговор Против Мужчин, вместе они отвязно пошумели на сцене, приведя публику в настоящий восторг своим совместным выступлением.

С полным правом этот петербургский коллектив многими считается настоящим сокровищем нашего андеграунда. Своими яростными композициями они уже не первый год влюбляют в своё творчество любителей музыки позлее и потяжелее. Каждая их песня без прикрас рассказывает истории о жестокости мрачных будней, которые могут происходить не только под свинцовым небом Петербурга, местом их действия может стать любой другой город нашей необъятной страны. Кто-то может задаться вопросом — а в чём кайф такой музыки? В жизни и так слишком много мрачных эпизодов. Мне же кажется, что Црвених Цветова протягивают своим песнями мостик к слушателям и как бы говорят им, что в этой будничной пучине они не одни, их страхи и переживания достойны того, чтобы говорить о них вслух, а не перемалывать их внутри себя. «Поножовщина», «Дети хоронят кота», «Дорожная петля», «Сюрстрёмминг», «Зубы», «Во мне это есть» — это лишь малая часть той обоймы зубодробительных треков, которую Црвених Цветова выпустили в своих московских и питерских фанов. Сами фаны с нескрываемым драйвом принимали каждую песню, устраивая в зале неистовый слэм.

Бодро слэмился народ в зале и во время сетов петербургской группы Мизери, их выступление в Москве шло вторым по счёту, в Питере же они вышли на сцену предпоследними. Мне правда показалось, что в родном Санкт-Петербурге слэма на их сете было больше, хотя и московская публика не осталась в равнодушии к музыке Мизери. Оба дня фестиваля Алгебра и Дисгармония эти ребята несли шум, ярость и драйв посетителям Склада No3 и Ласточки. Оглушительные гитары, пульс барабанных партий и пронзительный вокал, срывающийся время от времени до скриминга — разве это могло не разжечь пламя в зале и не отправить в неистовый отрыв каждого, кто попал под музыкальную волну Мизери? А музыкально в них и правда есть за что зацепиться — играют ребята качественно и интересно, с жанрами поиграть могут. Так на первый взгляд и не поймёшь что они такое — то ли альтернатива, то ли гаражный панк, то ли постхардкор, то ли ребята вообще в нойз пытаются топить. Уже примерно на второй-третьей песне вы бросите попытки анализировать какого стиля в песнях Мизери больше и будете просто ловить кайф от каждого их трека. А кайфовать и правда было на чём что в Москве, что в Питере — «Джаз», «Цыгане», «Числа», «Тэппинг» и ещё целый ряд треков приводили зрителей в восторг, заставляли их отрываться так, будто это последний концерт их жизни и просто радоваться моменту, когда вокруг куча единомышленников, а со сцены звучит прекрасная музыка!

Конечно, в такие моменты хочется, чтобы минуты длились вечность и фестиваль не заканчивался никогда. Но разве тогда мы будем ценить их до такой степени? Едва ли! Зато с утроенной силой будем ждать их повторения, а я уверена, что каждый, кто посетил фестиваль Алгебра и Дисгармония в Москве и Петербурге уже жаждет продолжения этого двухдневного марафона гитарно-нойзового отрыва!

Виктория Микина специально для MUSECUBE
Фоторепортаж автора смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.