Flamenco a Dos II: Когда поет скрипка

FlaDos (84)Контрабас, рояль, гитара и скрипка – набор в самый раз для джазового (эх, не хватает саксофона!) или классического концерта. Ну, а что, если добавить к ним кахон ¬– перкуссионный инструмент, с виду напоминающий деревянный ящик (в переводе с испанского cajon и есть «ящик», «коробка»); традиционный фламенковый вокал и пальмас (ритмичные хлопки в ладоши)? Плюс танец… фламенко – а какой же еще? В общем, если собрать вместе перечисленные ингредиенты, смешать, но не взбалтывать – хотя, почему бы и нет? – получится второй концерт из цикла Flamenco a Dos, прошедший в Клубе Алексея Козлова 11 января.

Найти в конце первого рабочего дня 2016 силы на культпоход имело смысл и тем, кто интересуется фламенко (особенно тем, у кого оно ассоциируется исключительно с характерными гитарными переливами и сухим треском кастаньет), и ценителям джаза (пожалуй, в меньшей степени), да и вообще всем, кому по душе яркая и богатая музыка с историей. Смешение фламенко с другими жанрами и стилями – фьюжн или, как сказали бы испанцы, фусьон – в наших краях явление не редкое: значительная часть того, что более-менее массовый российский слушатель знает, как «настоящее фламенко» – фьюжн и есть. Но одно дело смесь, где испанское звучание – экзотическая приправа к основному блюду, а совсем другое – музыка, стоящая на фундаменте именно фламенковой традиции, из нее вырастающая. Если вас очаровывает культура фламенко, Flamenco a Dos II – возможность открыть для себя новые грани этого искусства.

FlaDos (20)Музыканты Алла Высокогорская (скрипка), Алексей Стародубцев (в первом отделении – фортепьяно, во втором – гитара), Глеб Окунев (гитара), Максим Сомов (контрабас) и Сергей Коняев (кахон и небольшая батарея других перкуссионных инструментов) вместе с вокалисткой Татьяной Шишковой и танцовщицей Людмилой Тюсенковой сыграли один из джазовых стандартов, «Afro Blue» и нефламенковую «Cançó del bes sense port», записанную кантаором Мигелем Поведой на родном каталонском языке. Но большую часть программы составила классика жанра фламенко в авторской обработке. От «Mi niña Lola», которую еще в середине прошлого века пел севилец Пепе Пинто (1903–1969), до прозвучавшей дважды – в начале концерта и после, на бис – «Aire de Molino» Ниньи Пастори. И от знакомого каждому, кто, пусть и не долго, занимался фламенко, «Tangos del titi» до сочиненной каталонским гитаристом Хуаном Гомесом Chicuelo румбы «Crema catalana» – есть на севере Испании такой нежный десерт с карамельной корочкой… Впрочем, не отвлекаемся – мы о музыке, а не о еде. Прозвучали и два произведения авторства самих музыкантов «La luz del día» (исп.: «Дневной свет») Алексея и алегриас Глеба, которым открылась вторая часть концерта.

Говорить о музыке, как гласит популярная цитата, приписываемая то Фрэнку Заппе, то Дэвиду Бирну, все равно, что танцевать об архитектуре. Что да, то да: это тот самый случай, когда лучше один раз увидеть… то есть услышать самому. Хотя и посмотреть в понедельник в Клубе Алексея Козлова тоже было на что: солистка московского коллектива La ruta viva Людмила, она же Lucia, исполнила всего два танца, зато каких! Сдержанную и пластичную гранаину (разновидность фанданго, типичная для Гранады) с шалью, черно-алым вихрем кружащейся в руках танцовщицы, и жизнерадостный, порывистый алегриас, тот самый, в начале второго отделения. Все остальное время в центре внимания была музыка. Когда с вокалом, сильным, но до невесомости легким, не столь резким, как у многих исполнителей канте (пения фламенко), а более мягким и гладким, а когда и просто музыке, без слов.

FlaDos (119)Фортепиано во фламенко вливается более чем гармонично – не верите, погуглите запись выступления Тюсенковой на фестивале Gran noche flamenca, где она танцует гранаину под аккомпанемент клавишных (есть вокал и пальмас, но «обязательной» гитары нет). Контрабас все же странен: слух не режет – звучит интересно, но совсем не типично. А скрипка… Нет. То, как она переговаривается с гитарами, ведет, солирует, надо слышать – тут пересказы не помогут. Впрочем, случай еще наверняка не раз представится.
Благо, нынешнее выступление скрипачки Высокогорской, осваивавшей фламенко в Испании, у барселонской коллеги Глории Васмер (Gloria Wasmer), на московской фламенковой сцене далеко не первое. В начале ноября 2015 в том же Клубе Алексея Козлова она вместе со Стародубцевым, Окуневым и Коняевым (понедельничный состав минус вокал и контрабас) отыграла программу Violin Flamenco. Кстати, первый концерт Flamenco a Dos прошел здесь же в ноябре, несколькими днями позже – правда, без скрипки. Глядишь и третье издание Flamenco a Dos (со скрипкой или без) не за горами. Но пока на этот счет музыканты ничего не говорят. Алексей Стародубцев и Глеб Окунев заняты подготовкой к проведению в Москве 14–15 мая собственного фестиваля фламенко. На первый день в арт-кафе «Дуровъ» обещают позвать лучшие российские профессиональные коллективы, а для второго дня в ЦДХ музыканты готовят собственную авторскую программу, на сей раз традиционную, не фьюжн.

Елена Емышева, специально для MUSECUBE
Фотоиллюстрации автора


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.