Фортуна правит миром

Фортуна правит миром
Использована фотография из официальной группы Молодёжного оперного театра вконтакте 

27 февраля в ДК им. Ленсовета прозвучала великая кантата Карла Орфа «Кармина Бурана». Впервые хор и симфонический оркестр Молодёжного оперного театра выступил в столь большом зале. На одной сцене оказалось более 150 участников действа. Число внушительное, но именно такое количество исполнителей необходимо, чтобы «Кармина Бурана» обрела своё каноническое звучание. В этот раз к хору и оркестру МОТа присоединился Концертный хор Школы-студии Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (руководитель Мария Романова), Детский хор Молодёжного театра (руководитель Викентий Нецветаев) и солисты Раиль Сафаргалиев (баритон), Клим Тихонов (тенор) и Виктория Романова (сопрано).

 

Сценическая кантата «Кармина Бурана» была написана Карлом Орфом на собственное либретто по мотивам латинских, старинных немецких и старофранцузских текстов из средневековой поэзии, объединённых в сборник «Бойернские песни». Воодушевившись содержанием, Орф задумал новое сочинение, величественное и монументальное по своему характеру и масштабу. Всего за две недели композитор написал всю музыкальную часть кантаты, и затем занялся созданием партитуры. В группу исполнителей вошли смешанный, камерный и детский хоры, три солиста и тройной состав оркестра. Можно представить, какой мощи хотел добиться Орф! И артисты МОТа воссоздали её во всей полноте.

 

«Кармина Бурана» состоит из пяти частей, разделённых на 25 номеров. Удивительно, что и хор, и солисты Молодёжного оперного театра выступали без партитур. Выучить на память огромное количество текста, написанного на давно исчезнувших языках, — большая заслуга всего коллектива. Вместо папок с нотами у каждого вокалиста в руках были фонарики. Сочетание величия музыки, содержания сюжета с сумрачным освещением и светящимися огоньками на сцене произвело неизгладимое впечатление. Ещё более усилило ощущение надвигающейся неотвратимой силы мультимедийное шоу на заднике сцены, отображающее смысл каждой части кантаты. Главная же идея всего произведения заложена в первом (он же последний) и самом известном номере “O Fortuna” («О, Фортуна»):

 

“O Fortuna                               «О, Фортуна,
velut luna                                 словно луна
statu variabilis,                        ты изменчива,
semper crescis                        всегда создавая
aut decrescis…”                        или уничтожая…».

 

Мощный аккорд оркестра и взывающие, напряжённые интонации хора завораживают и не отпускают до самого конца, хотя в некоторых номерах есть спокойствие и просветление. Например, “Primo Vere” («Раннею весной»), где вырисовывается картина весенней природы, и в одном из номеров (“Omnia sol temperat” – «Солнце согревает всё») появляется баритон (Раиль Сафаргалиев):

 

“Omnia sol temperat                  «Солнце согревает всё,
purus et subtilis,                         чистое и любезное,
novo mundo reserat                   вновь оно обращает к миру
faciem Aprilis…”                          своё лицо в апреле…»

 

Третья часть насыщена танцевальностью и мыслями о любви. Сопрано Виктория Романова в сопровождении хора обращается к торговцу и призывает полюбить её (“Chramer, gip die varwe mir” – «Торговец, дайте мне краску»).

 

Следующий раздел – “In Taberna” («В таверне») – большие высказывания баритона и тенора (Раиль Сафаргалиев, Клим Тихонов), которые повествуют свои истории. Бодрый монолог одного сменяется жалобным стоном другого. Олицетворяя жареного лебедя, он тенор оперирует нисходящими интонациями плача, а ему контрастом отвечает мужской хор:

 

“Miser, miser!                            «Я нищ,
modo niger                                чёрен,
er ustus fortiter!”                       и поруган, и болен!»

 

Светлое, восторженное настроение господствует в части “Cour D’Amours” («Любовь»), которая переходит в ликующий гимн “Ave formosissima!” («Славься, прекраснейшая!») и наступающий первоначальный хор “O Fortuna” («О, Фортуна»).

 

О поистине гипнотической силе воздействия музыки Карла Орфа, о её волшебной притягательности говорили с самого начала и, без сомнения, будут говорить ещё долго, пытаясь раскрыть секрет «Кармины Бураны». Одно из объяснений этого феномена состоит в том, что никакого секрета нет, и музыки как таковой в партитуре Орфа тоже нет, а есть только один живой, упругий, постоянно обновляющийся ритм, который действительно актуален и привлекает к себе внимание не только исполнителей, но и слушателей.

 

Следующая премьера Молодёжного оперного театра состоится 28 марта в концертном зале «Яани Кирик», где музыканты исполнят грандиозную Девятую симфонию Людвига ван Бетховена.

 

 

 

Анастасия Видмайер специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.