Восемь лет – ровно столько прошло с момента выхода последнего сольного альбома ирландской певицы Roisin Murphy. В современных реалиях это достаточно критичный срок, чтобы о музыканте благополучно забыли, однако всегда есть исключения. Вся сольная карьера Мерфи как раз и является таким уникальным случаем. Выпустив в 2003-м году последний альбом в составе трип-хоп проекта Moloko, Ройшн отправилась в свободное плавание, итогом которого стали пластинки “Ruby Blue” (2005) и “Overpowered” (2007). Если первый сольник можно охарактеризовать как своеобразную пробу пера и эклектичный микс, то “Overpowered” был изначально заточен под поп-чарты, в которых он, тем не менее, не задержался.
Разочаровавшись в поп-музыке, Ройшн решила продолжить звуковые эксперименты. Новый альбом “Hairless Toys” записывался преимущественно на винтажном оборудовании. Дабы разрушить устоявшуюся структуру, певица воздержалась от линейности строк и повторяющихся куплетов, из-за чего развитие композиций не всегда выглядит логичным. Однако ломать шаблоны Мерфи не впервой, она сознательно решила стать эдаким фриком.
Roisin Murphy: “На этот альбом (Hairless Toys) сильно повлияли мои воспоминания о том, что было до того, как я стала музыкантом, но музыка уже присутствовала в моей жизни. С помощью музыки я примкнула к фрикам, которые не вписываются никуда. Они стали моей семьей”.
13 июня у петербургской публики была отличная возможность увидеть новое воплощение ирландской певицы. Вместительный зал Главклуба едва вместил всех желающих, будто и не было тех восьми лет отсутствия. С самого начала Ройшн дала понять, что предстоящий вечер будет как минимум ярким шоу с переодеванием. Во время исполнения каждой последующей композиции Мерфи появлялась на сцене в новом образе. Яркий калейдоскоп причудливых нарядов, масок, шляпок и очков подчеркивал неординарную натуру вокалистки, еще больше смешивая карты. За этим мельтешением порой было трудно уследить за настоящей Ройшн без всего этого маскарада. Вероятно, таким и был замысел.
Отчетливо ощущалась харизма и обаяние артистки, под которое попал, наверное, каждый из присутствующих в зале. В какой бы части сцены не находилась Ройшн, все внимание было приковано к ней. Все с замиранием ждали, какой новый трюк с переодеванием она готовит. В те же моменты, когда она не эпатировала публику, можно было просто наслаждаться ее великолепным вокалом.
Аккомпанирующий состав музыкантов заслуживает отдельного рассказа. Помимо наличия двух гитаристов и барабанщика (как у любой серьезной рок-группы), компанию певице составили сразу два клавишника, которые колдовали в специальном отсеке у левого края сцены. Количество винтажных синтезаторов, семплеров и прочих электронных девайсов поражало воображение, ибо обычно в концертный тур никто не берет с собой столько “железа”. Исключение составляет разве что Jean Michel Jarre и… Roisin Murphy! Отчетливо прослеживался своеобразный контраст: если со стороны концерт походил на веселый маскарад и яркое шоу, то в плане аранжировок это было серьезное испытание для подготовленной публики, к коей можно было причислить далеко не каждого.
Основная масса собравшихся в зале людей наивно предполагала, что это будет поп-концерт в духе Moloko. Как же они жестоко ошибались! Да, песни Moloko присутствовали в сет-листе, но скорее в виде дани уважения к прошлому (ну и для того, чтобы олдскульных фанатов порадовать). В остальном материал был преимущественно с новой пластинки “Hairless Toys”, которая и в записи звучит весьма витиевато, а уж на концерте новые треки и подавно трансформировались в нечто, полностью выносившее сознание. Как вам, к примеру, многоминутные электронные нойзовые импровизации или настоящий индастриал рок в духе Nine Inch Nails? Все это было, и если одни приняли и оценили данный эксперимент, другие потянулись к выходу, за что им спасибо. И место освободили, и воздуха в зале стало больше. Пусть слушают Морчибу и Lamb, в конце концов.
Глядя на это выступление, на ум приходила мысль об особом месте ирландцев в мире музыки. Ирландцы – это вам не какие-нибудь англичане, хотя и бытует мнение, что именно Англия является кузницей музыкальных талантов. Ирландцы славятся своим взрывным характером и желанием ломать стереотипы. Как тут не вспомнить бунтарку Sinead O’Connor или мегаломанов U2, подмявших под себя всю современную рок-сцену. Вот и Ройшн однозначно из этой странной, но чертовски обаятельной компании.
Концерт получился настолько пестрым, нелогичным и ошеломляющим, что сложно подвести даже банальный итог. Это акт современного искусства, основанный на харизме фронтвумен, подкрепленный мастерскими аранжировками аккомпанирующего состава, с элементами маскарада и с претензией на звуковой эксперимент. Удивительное шоу, до окончания которого в зале остался лишь каждый третий посетитель.
Игорь Фоломеев, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Ивана Кобякова и Натальи Родиной с московского концерта Roisin Murphy
Добавить комментарий