Большинство путешественников, хоть однажды побывавших в Индии, влюбляются в нее бесповоротно и навсегда. В эти яркие краски, вкусные запахи, древние традиции и, конечно, в музыкальные ритмы этой колоритной страны. И совсем неудивительно, что Индия во все времена будоражила воображение и умы многих талантливых людей и находила свое отражение в их творчестве. Эта любовь и поныне является источником вдохновения для наших современников.
Идея представить свою музыкальную Индию в последний день марта в Московском концертном зале «Зарядье» принадлежит талантливейшему человеку, мульти перкуссионисту Петру Главатских. И, как итог, для всех ценителей и любителей индийской культуры и этнической музыки состоялся его потрясающий концерт «Галантная Индия», где сам артист был и замечательным ведущим и волшебником барабанов и маримбы.
За основу этой феерии были взяты и объединены: прошлое и настоящее, выдуманная Индия и ее реальное проявление, самые диковинные музыкальные инструменты и самые современные технологии звука и света.
Воображаемая Индия, таков девиз первого отделения. Маримба и барокко. Музыкальной основой первой части стали одно из самых известных музыкальных сочинений Жан Филиппа Рамо – опера-балет «Галантная Индия», музыка Яниса Ксенакиса и Алексея Сюмака. И, несмотря на то, что в Индии Рамо никогда не бывал, это не помешало ему уловить тот необыкновенный колорит, который присущ всем далеким странам.Этот опус был сочинен в начале XVIII века, когда все далекие и экзотические земли называли индиями.
Необычный формат музыки для 21 века, исполняемый ансамблем солистов эпохи барокко под управлением Ивана Великанова, яркого и харизматичного дирижера, бесспорно, очаровал всех зрителей. Торжественная и роскошная музыка позволила в воображении каждому в зале погрузиться в атмосферу придворной жизни эпохи Людовика XV, где все было более пышно, изящно, изысканно, ослепительно. Мы смогли прогуляться по дворцовым паркам, почувствовать любовное настроение и уловить экзотические фантазии присущие тому времени. История оживала у нас на глазах, и удивительно, насколько уместно она звучала сейчас.
Дуэт органа эпохи барокко и органа эпохи дикарей – «Маримбы», как назвал его сам Петр Главатских, поразил и взволновал зрителей. Долгими аплодисментами благодарили Петра и Ивана благодарные слушатели. Виртуозно владеет Петр Главатских и игрой на барабанах. Казалось бы, соло на барабанах из 5 нот, но какая феерия звука.Барабаны пробуждают то первобытное, что было в нас испокон веков. Ритмы сердца настраивались на тот ритм и волну, которую задавал зрителям главный идейный вдохновитель программы Петр Главатских.
Идея соединить симфонию галантности и музыку дикарей может звучать очень органично и актуально, дополняя друг друга, они соединились во что-то уникальное, современное и поистине прекрасное.
Второе отделение уже было посвящено Реальной Индии. И что, как не танец, символизирует нам эту экзотическую и яркую страну. Главными звездами танца, безусловно, стали загадочная красавица Шрия Саран, суперзвезда Болливуда и ее учитель, легендарная гуру Натан Падваргхан.
Для этого концерта был выбран один из самых древнейших и классических танцев — Катхак. А индийский ансамбль «Хиндустани» Павла Новикова, используя национальные инструменты, только подчеркнули аутентичность Катхака и позволили услышать реальную живую Индию.
В чем же завораживающая красота танца Катхак? С одной стороны это покой и гармония движения, с другой — вихрь и волшебство стиля.Это буквально совершенство пластичных движений рук, изгибов тела и ритмичного движения ног. На щиколотках у танцоров катхак множество колокольчиков- «гунгру», чего нет ни в одном другом индийском танце. Это направление танца развивает чувство ритма и пластику движения больше, чем любой другой танцевальный стиль.
Зрителям была представлена танцевальная программа — 5 стихий. 5 базовых элементов. Земля-Вода-Огонь-Воздух-Эфир.
Слово Катхак происходит от «катхой», что означает «искусство рассказывать историй». Исполнительницам это,безусловно, удалось. Все стихии угадывались по пластике тела и выражениям лица: движение воды и шум ветра, капли дождя и огненные всполохи, раскаты грома и плодородность земли.В настоящее время способность танцора исполнять рисунки танца, а также импровизировать, является главным показателем мастерства выступающего, что делает стиль катхак, пожалуй, самым абстрактным в индийском искусстве. Разное исполнение одного и того же движения двумя исполни тельцами только придавало изюминку совместным номерам. Четкие, яркие формы и рисунок танца Натан Падваргхан дань традиционному исполнению катхака. Мягкие, плавные, женственные движения Шрии Саран скорее его современному проявлению.
Музыкальное сопровождение для каждой стихии было подобрано наиболее точное:
Ситар, и сарод и земля
Маримба и вода
Огонь и барабаны
Воздух и табла
Эфир — это высший элемент и ничто не сможет передать магию этой стихии как флейта Бансури. Звук, который соединяет внешний мири внутренний. Исполненная композиция для этого номера позволила вывести подсознание в нирвану. Получилось очень красиво и волнительно.
Концерт в «Зарядье» не только ода Индии, но и праздник культурного многообразия.И как итог в заключение концерта Индии встретились!!! Совместный номер ансамбля солистов эпохи барокко и ансамбль «Хиндустани» Павла Новикова, играющий на традиционных инструментах Индийского севера — подарили необычайный номер зрителям!
Каждая номер концерта — это пережитый опыт, эмоция, история. Программа получилась очень яркая и насыщенная. Безоговорочно, в этот вечер артистам удалось абсолютно все! Сочетание потрясающей музыки и ярких танцев не оставила равнодушным ни одного зрителя. Это был один из тех вечеров, которые меняют твой мир и оставляют большое впечатление после себя.
Яркие и увлеченные своим делом люди, постоянно находящиеся в творческом развитии это двигатель, который запускает нас на путь, по которому должен двигаться каждый из нас.
Виктория Стребкова специально для Musecube
Фотографии Ксении Логиновой можно увидеть здесь
Добавить комментарий