Германская музыка с португальским уклоном

29 ноября Камерный оркестр «KREMLIN» под управлением своего художественного руководителя Миши Рахлевского представил столичным меломанам в Большом зале Московской Консерватории новую программу.

Рахлевский – большой оригинал во всём, а потому при всей изысканности программы вечера, на первый взгляд для простого слушателя она была несколько неожиданна и странна. В этот вечер оркестр решил «подружить» век XX и век восемнадцатый в лице Антона фон Веберна, Людвига ван Бетховена и Франца Шуберта. Несмотря на разность стилей и эпох, все сочинения прекрасно соединились между собой в одном концерте. Кажущаяся странность выбора куда-то исчезла, возможно, из-за того, что Бетховен, Веберн и Шуберт – представители Австрии и Германии – родственных друг другу стран.

Со всеми небходимыми нюансами был сыгран «Langsamer Satz». Одного из основателей «нововенской» композиторской школы Рахлевский и его оркестр показали настоящим «дитя века» начала XX столетия — нервным, порывистым, с вибрато у струнных. Миша — знаток подобной музыки. Он тонко чувствует эпоху, вдобавок к этому обладая импульсивным дирижёрским жестом и детальной фразировкой произведения, которые, безусловно, сыграли только на пользу исполнению.

Следующее произведение Веберна по звучанию во многом отличалось от «Langsamer Satz», поскольку относилось к «атональной» части творчества композитора. Для слушателей адекватное восприятие десятиминутных «Пяти частей для струнных», соч. 5 – почти мука. Рваный ритм, практически полное отсутствие мелодии в классическом её понимании и непонятные многим звуковые эффекты надо было понять и пережить. К чести коллектива, оркестр достойно справился с поставленной перед ним задачей – коллектив не путался в ритмах и выдерживал темповую сложность произведения, за что был награждён публикой заслуженными аплодисментами.

В Четвёртом концерте для фортепиано с оркестром соль мажор Бетховена (солист – Васко Дантас (Португалия)), исполненный в переложении для камерного оркестра Винсента Лахнера, оркестр оправдал название «камерный», предъявив слушателям красивый певучий звук струнных и слаженный ансамбль музыкантов, который оказался так хорош и как отдельная творческая единица, и вместе с солистом!

К слову, солист – Васко Дантас практически полностью опроверг представления о том, как должен играть представитель Португалии. Он не ярко выраженный темпераментный пианист, но при этом у него прекрасное чувство музыки, отменная техника игры, и он обладает несомненной способностью к импровизации. Его Бетховен получился без привычного слушателю и ассоциирующегося с немцем «ударного темпа» и звучания, но с тонкими нюансами, длинными фортепианными фразами и высокой скоростью игры. Васко Дантас постарался показать зрителям свою личную трактовку бетховенского концерта – с явным лирическим началом. Здесь оркестр помогал пианисту полностью в воплощении его идей. Нежно и с деликатной фразировкой прозвучала симфоническая составляющая концерта. Одно из явных достоинств Рахлевского как дирижёра – еще и в том, что он умеет по-настоящему слышать и слушать солиста. Задумка пианиста была принята публикой благосклонно, и Васко выступил на «бис», сыграв традиционную португальскую песню под названием «Fado».

Второе отделение концерта также было отдано немецкой музыке. Был заявлен струнный квартет Шуберта ре минор с неофициальным названием «Девушка и Смерть». Само произведение было написано в момент глубокого душевного кризиса композитора, что, конечно, нашло своё отражение в музыке.

Оркестру удалось ввести слушателей в состояние меланхолии и навести на размышления о вечном. Камерный оркестр выразил своим волшебным звучанием весь спектр эмоций от встречи героини с вечностью – от вихря жизни в первой части до прощания с жизнью в конце.

Отдельной похвалы заслуживает группа скрипок, которая своим нервным и насыщенным чувством звучанием держала публику в напряжении на протяжении всего квартета. С потрясающим правдоподобием коллективу удалось показать и затухание жизни главного персонажа. «В помощь» на сцену были приглашены солисты – вокалисты, исполнявшие партии Смерти и Девушки. Оркестр вполне мог звучать и без такой поддержки, но для полноты и аутентичности звучания произведения это, конечно же, было чрезвычайно важно. К сожалению, солисты не произвели должного впечатления: Смерть показалась слишком упоённой собственным величием, а Девушка – хоть и с прекрасным голосом, но чересчур пылкой.

Вывести слушателей из ощущения грусти Рахлевскому удалось легко: уходя со сцены, он предложил публике шутливый джазовый «бандитский» бис с солирующим Васко Дантасом, которому джазовые синкопы давались ничуть не хуже, чем нотный текст Бетховена. Главный же «сюрприз» для слушателей заключался в том, что дирижёр танцевал, а оркестр бисировал в прямом смысле «на ходу», уходя со сцены в артистическую Большого зала Консерватории.

Этот ход и стал элегантной финальной точкой вечера.

Наверняка в этой программе Камерный оркестр «KREMLIN» и Миша Рахлевский ставили перед собой амбициозную задачу не только сыграть «классиков» — Бетховена и Шуберта, но и хоть немного познакомить слушателей с музыкой «нововенца» Веберна. Судя по откликам из залаоркестру это удалось. Думается, такой просветительский момент в работе оркестра не просто замечателен, он – просто-таки необходим для «воспитания» слушателя. И это здорово.

По словам Рахлевского, в дальнейших планах оркестра множество разнообразных концертов, в том числе, интерактивные программы для детей «Смотри и слушай», а в Большом зале Консерватории коллектив можно будет услышать уже очень скоро – 17 января в концерте под названием «Ну очень старый Новый год».

Екатерина Новикова, специально для MUSECUBE
Фоторепортаж Кирилла Видеева здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.