Горячая классика в первый день зимы

Симфонический оркестр «Русская филармония» отметил начало зимы концертом «Лучшие рапсодии мира» в Большом зале московской консерватории. В этом сезоне оркестром дирижирует «самый известный итальянец в музыкальных кругах России» Фабио Мастранджело, так что у постоянных слушателей была возможность оценить, как сегодня звучит коллектив с новым лидером.

 

В первом отделении сыграли Листа и Равеля, во втором — Рахманинова и Гершвина, а также главное развлечение вечера — «Богемскую рапсодию» группы Queen. После выхода одноименного байопика это более чем удачный маркетинговый ход и прекрасный просветительский опыт. Сложно вытащить обычных зрителей просто послушать хорошую музыку, а если пообещать что-нибудь вкусненькое, публика подтянется. В итоге зал был полный, на входе спрашивали лишний билет, а перекупщики радостно потирали ладошки.

 

Концерт открыли «Испанской рапсодией» Мориса Равеля, его первым оркестровым произведением, ставшим по-настоящему популярным. Равель — творческий человек своего времени, композитор-импрессионист, поэтому музыкантам передать, а аудитории услышать те самые национальные испанские мотивы в этой рапсодии непросто. Ходят слухи, что даже премьера не обошлась без курьёзов. Сразу после исполнения с галёрки раздалась просьба сыграть ещё раз, мол, мы не поняли, где тут хабанера. В этот раз звучание было тоже не столько испанским, сколько тревожным и немного скрипучим, а в той части, где идёт «Феерия» и вступают трубы с ударными, последние ворвались столь мощно, что готовы были сокрушить всё на своём пути.

 

«Венгерская рапсодия №2» Ференца Листа звучала легче, понятно и знакомо. Для поколения, выросшего на мультсериале «Том и Джери», это вообще родная музыка. Как правило, эту рапсодию исполняют или только на фортепьяно, или только в оркестровом варианте, редко когда решаясь объединить, поэтому ценно услышать их вместе. В первой части фортепианное соло (Александр Синчук) немного убегало от оркестра, но маэстро Мастранджело удалось поймать его и вернуть в творческий коллектив, что пошло на пользу общему делу. Весь музыкальный организм зазвучал технично, сильно и едино.

 

Во втором отделении давали сложное во всех смыслах произведение Сергея Рахманинова — «Рапсодию на тему Паганини». Даже сам композитор соглашался, мол, что-то я накрутил, и сомневался, справятся ли артисты, поймут ли зрители. В этот раз всё сложилось, отдельные музыкальные части объединились в десятиминутную историю о Паганини, мифе о сделке с дьяволом, о творчестве и любви. Здесь есть и классическое, и джазовое, и от Листа, и от Гершвина, творчеством которых, возможно, вдохновлялся композитор. Соло на фортепьяно исполнил также Александр Синчук, в очередной раз покорив зрителей своей сумасшедшей техникой.

 

19 марта 2019 года оркестр с этой же программой и тем же составом отметит девятнадцатилетние в Доме музыки. Лучше брать места поближе, чтобы, как в той сказке, не только слышать, но видеть, как маэстро Мастранджело «общается» с музыкантами. Это, надо сказать, настоящее немое кино, ещё и под аккомпанемент рояля.

 

В заключении давали Гершвина, но о нём чуть позже. Между двумя сложными произведениями — Рахманиновым и Гершвиным — сыграли «Богемскую рапсодию» Queen. Так вот, что любопытно, после насыщенной и богатой музыки Рахманинова последняя, при всем любви к творчеству Фредди, звучит, да, красиво, но простенько и скучно. Как кусок торта: вкусно, сладко, но, выражаясь языком последователей ЗОЖ, пустые калории, и как здорово, что в меню этого вечера было много других полезных и питательных блюд.

 

Возвращаясь к Гершвину — это была, если продолжить наши гастрономические ассоциации, рюмка крепкого ликёра, сигара, и вперёд по клубам… Оркестр вместе с пианистом Валерием Гроховским исполнили «Рапсодию в стиле блюз». От этой музыки всегда появляется ощущение праздника и голливудского хэппи-энда, который хочется повторить. Что-то в духе: «Бармен! Ещё по одной!» В общем, вы поняли, всегда хочется повторить, и такая возможность будет, см. на два абзаца выше. Сочинение Гершвина — это тоже оммаж «Венгерским рапсодиям» Листа. Вот так интересно в этом вечере переплелись произведения и композиторы, классическое и блюзовое, прошлое и современное. Зажигательная музыка, харизматичный дирижёр, хороший оркестр, яркие солисты — а что ещё нужно, чтобы завершить субботний вечер и встретить зиму?

 

Светлана Кириенко специально для Musecube
Фотографии предоставлены продюсерской компанией tMotion


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.