Хроники пикирующей оргии

«У нас была возможность полететь к иным мирам,
но мы предпочли швыряться птицами в свиней».
Приписывается сэру Артуру Кларку*

7 февраля, воскресный вечер. От Савёловского вокзала через эстакаду Третьего транспортного кольца тянутся люди. Бумажный проезд заставлен авто. В клубе «Volta» ожидается оргия, Оргия праведников, да не просто, а презентация нового альбома «Для тех, кто видит сны» Vol. 2. Когда-то народ фанатично тянулся на сольники Сергея Калугина и еле-еле собирался на концерты ОП. Спустя почти два десятка лет своего существования ситуация иная. На концерт ОП немалая очередь. Пронизывающий ветер и промозглость февральской оттепели заставляют страждущих до большого искусства пингвинами жаться друг к другу. В очереди же можно увидеть и первый боевой фанатский раскрас. На входе раздаются и продаются сахарные черепа и прочий милый мерч.

Так получилось, что я не ходил на сольные концерты Оргии праведников несколько лет. В январе 2014 года довелось слышать группу мельком на ProgDay#16, но то была не ОП в чистом виде, а выжимка, квинтэссенция их творчества в прог-преломлении.

«Добрый вечер, друзья! Добрый вечер! Мы бесконечно счастливы видеть вас тут. Мы бесконечно счастливы, что вас так много сегодня здесь, — приветствует собравшихся Сергей Калугин и продолжает. — Мы сегодня играем новый альбом. Играем его песня за песней». Музыканты выходят в специально изготовленных сценических костюмах с нарисованными скелетами и в масках-черепах. На сцене их семеро – Сергей Калугин (вокал, акустическая гитара), Юрий Русланов (флейты, клавиши, бэк-вокал), Алексей Бурков (электрическая гитара, бэк-вокал), Артемий Бондаренко (бас-гитара, бэк-вокал), Зак Хемма (ударные), а также Елена Юркина (вокал) и Тая Кислякова (виолончель). Время от времени к ним будет присоединяться духовая секция в лице Александра Миткевича (труба) и Максима Семёнова (валторна).

Исполнение «Для тех, кто видит сны» Vol. 2 заняло всё первое отделение концерта. В преддверии презентации Я намеренно не слушал вещи из нового альбома: ни на радио, ни в youtube. Я даже не посмотрел клип «Flores de Muertos». Хотелось чистого впечатления без возможности предварительного осмысления. И оказался прав. Это цельная работа, которую не надо делить на песни, разбирая по косточкам. Здесь важна, в том числе, последовательность композиций, образующих единый ансамбль и продуманное звучание (не аранжировку!). Вся безумная эклектика, намешанная в ОП ещё в момент её появления на свет на рубеже веков, за годы только укрепилась, обретя дополнительно собственные внутренние связи-нити, основанные на выращенных мифологии и традициях. В итоге принципиально разные по звучанию и настроенчески апокалиптическая со звериным гроул-вокалом «Flores de Muertos» и лёгкая «Звёздной тропой» в рамках одного альбома звучат гармонично, и даже полупанковая «Чёрная земля» памяти Егора Летова разбавляет трек-лист, не выглядя при этом вставным зубом. Всё так и должно быть, альбом должен слушаться на одном дыхании, именно так, как он и задумывался. Вот и ДТКВС Vol.2 монументален, хоть и содержит элементы, которые,вероятно, ещё предстоит понять. Прог-рокерский подход соединения несоединимого и усложнения неусложняемого теперь во всём. Это не хорошо, и это не плохо. Это просто есть. Это необычно, и это интересно.

В музыке ОП традиционно много звуков, каждый из которых тщательно продуман. Специально для исполнения вещи «Эпитафия II», а точнее, для органного пролога, на сцену приглашается Анна Демидова.

Единственным номером нового альбома, неисполненным на презентации, стал бонус-трек — переписанный «Rex». «В новой версии «Rex» мы с Юркой (флейтист, клавишник и бэк-вокалист Юрий Русланов – прим. автора) дебютировали в качестве оперных певцов — все теноры его, а все баритоны мои», — говорит Калугин.

Перерыв – как рубикон. Второе отделение концерта – старые и не очень, испытанные, проверенные временем вещи. Закончился эпос, начались отдельные рассказы. Даже прозвучавшие композиции с «Для тех, кто видит сны» Vol. 1 — уже совсем другая история. «Возвращение в Неаполь», «Туркестанский экспресс», «Сицилийский виноград», «Путь во льдах», «Вперёд и вверх» — такие разные и такие одинаковые в своей разрозненности на фоне целикового по замыслу, хоть и разнообразного стилистически первого отделения.

На бис к ОП присоединяется Александр Ветхов, покинувший группу совсем недавно по жизненным обстоятельствам, но оставшийся членом семьи оргиевцев. Исполняются «Наша Родина — СССР», и «Убить свою мать» с шуточным реггей-куплетом вместо оригинального пафосно-забойного.

«Последний воин мёртвой земли» — последняя вещь концерта. Композиция – гимн, олицетворяющая особенное, ни на кого не похожее место ОП среди других отечественных рок-групп, в музыке которой не только земля, но и небо, не только мистика, но и высокая поэзия, не только наивность, но и, перефразируя слова классика, невыносимая сложность бытия. В творчестве ОП нет чистой религиозности, но есть обилие образов и аллюзий, опирающихся на пафос служения, и если возникнет необходимость сделать выбор, я уверен, они пойдут, они спикируют туда, куда подскажет им сердце, чтобы в следующее мгновение взлететь вновь и парить, и парить, и парить… А выходя на сцену, музыканты каждый раз умудряются создать сказочную феерию, оставляя во мне со своим уходом переполняющее сердце трепетное чувство полёта.

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Натальи Габбасовой здесь

* В качестве эпиграфа использован эпиграф к композиции «Рыцари неба».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.