Июльский фреш от Чайковского под занавес сезона

Легенды севера 219 июля Концертный зал Чайковского закрыл сезон программой Легенды Севера. Эту приятную задачу доверили своему Академическому симфоническому оркестру московской филармонии и хорошо знакомому публике Димитрису Ботинису — главному дирижёру оркестра Северо-Кавказской филармонии, ученику и ассистенту Юрия Симонова (главный дирижер и худрук МФ).

Концерт, призванный освежить разморенную июльскую публику, состоял из двух отделений. В первом, так сказать на разогреве, давали самые хиты — Эдвард Григ, Сюита №1 к драме Генриха Ибсена Пер Гюнт, в народе известная, как «плейлист для Хеллоуина». Сочинения Грига сам по себе настолько хороши и многообразны, что их давно растащили на отрывки и чуть ли не отдельные аккорды для озвучивания все подряд — от заставки новостей до прогноза погоды. Если бы сейчас потомки композитора предъявили на них авторские права, они бы озолотились. Затем прозвучал «Грустный вальс» Яна Сибелиуса, музыка со сложным ритмическим узором и мрачной северной красотой. Оба произведения были написаны к музыкальным театральным постановкам, и так полюбились публике, что быстро зажили собственной концертной жизнью. Никто толком и не помнит содержание тех пьес, а музыку исполняют часто и с неизменным восторгом у публики.

В завершении отделения снова был Григ — Концерт для фортепьяно ля минор. Солировал Сергей Тарасов — один из самых виртуозных и артистичных пианистов нашего времени. Сергей давно работает Корее — преподаёт, в Москве выступает не часто, но от его взаимодействия с оркестром и дирижёром, сложилось ощущение, что они много лет играют вместе. Такое единение фортепьяно и оркестра, что не всегда осознаёшь, где ещё было одно, и где вступил второй. Не знаю, чья это в большей мере заслуга, да это и не важно, а важно то погружение в сказку и что-то неуловимо волшебное.

Легенды севера 3Если в первой части концерта слушателя развлекали, то целью второго должно было стать просвещение, расширение кругозора и воспитание музыкального вкуса. Здесь были представлены фрагменты из оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда», собранные Димитрисом Ботинисом в единый сюжет. Опера целиком длится около четырех часов, а здесь у зрителей в рамках сорокаминутного отделения была возможность познакомиться с этим сложным и довольно мрачным произведением и решить для себя стоит ли продолжить это знакомство. Вокальные партии исполнили солисты «Новой оперы» Ольга Терентьева (сопрано) и Михаил Губский (тенор). Мы знаем, что Вагнер писал «Тристана и Изольду», не думая о человеческих возможностях: здесь голос вокалиста должен прорываться сквозь оркестр, тенору по 15 минут подряд приходится петь в высокой тесситуре, а немецкий текст тяжёл даже для носителей языка. Ольга и Михаил преодолели эти пороги достойно и красиво. Отдельное спасибо хочется сказать дирижёру за включение в программу соло английского рожка (Кстати, инструмент больше похож на фагот, никаких изгибов. За что его назвали рожком? Загадка.). Музыкант на балконе в луче прожектора и протяжный, тягучий звук рожка- это смотрелось и звучало очень романтично.

Каждое исполнение Вагнера — это вызов, испытание как для артистов, так и для зрителей. Каждый справлял с этим как мог. Многие из зала прям посреди исполнения, а то и в самый драматичный момент, подрывались со своих мест и бежали к выходу, будто забыли дома выключить утюг, а акустика концертного зала превращала звук их шагов в поступь конницы Будёного. Как мы пропустили тот момент, когда хамство стало новой нормой, а плохое воспитание вошло в привычку? На это можно было бы не обратить внимание, но! это был заключительный концерт сезона, который, как правило наполнен тёплой, домашней атмосферой, где музыканты с удовольствием играют на бис, дирижёр общается со зрителями, где звучит Марш Радецкого. И здесь могло быть так, но не случилось, потому что мы сами себе негодяи. Хотя по своему эту атмосферу можно назвать домашней, ну, как в неблагополучной семье, где зрители, как ведут себя как нагловатые подростки, а театр — слишком добрый, всепрощающий родитель. Надеюсь, он простит своих непутёвых детей и на этот раз?

 

P.S.: На выходе из зала я увидела вывеску «скидка на выпечку 30% после вечернего концерта» и к ней длинная очередь. Так вот куда все рванули! За булочками! В выборе между хлебом и зрелищами, хлеб победил. Что поделать…

 

Лана Кириенко-Кущенко специально для Museсube

Фотографии предоставлены отделом информации и общественных связей Московской филармонии

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.