Инжир, разрушающий новостройки

Коллектив, творчество которого заявлено в анонсе как «конструкционизм» (видимо, не найдя ничего более приемлемого и чтобы не путать с конструктивизмом), начал свой концерт 15 февраля в культурном центре ДОМ с уборки пола. Точнее, сцены, перенесенной на пол. Для этой цели использовался пылесос (хорошо известны его специфические… звуковые свойства). Пылесос также прошелся по ногам некоторых зрителей, что, разумеется, сразу сделало всех присутствующих фанатами группы. Когда этот завораживающий ритуал был окончен, пылесос окончательно вступил в свои права полноправного музыкального инструмента, став солирующим голосом. Этот мелодический поток был окружаем, дополняем и перебиваем перкуссионным потоком. Собственно, «перкуссионным поток» — основная сфера деятельности группы FIGS из Санкт-Петербурга, название которой переводится как «инжиры».

figs-hatFIGS используют три ударные установки различного типа: лидер и основатель группы Маркус Годвин — классичекую барабанную установку, Алексей Иванов — синтетические барабаны, Екатерина Федорова — несколько перкуссионных инструментов, включая медный таз, а также некий шланг, издающий звук «вжжжик!» Проект базируется в Петербурге (что говорит о неистощимом творческом и интеллектуальном потенциале этого города). Маркус приехал в северный город не только за музыкой, но и с целью преподавать в Санкт-Петербургском Государственном Университете. Там он, очевидно, и нашел своих музыкальных приспешников.

Композиции, построенные только на основе ритмики, где традиционные роли мелодии и гармонии «выбиваются» перкуссионно и переплетаются, полифонически дублируясь, отражаясь друг в друге и видоизменяясь, в общем выглядят как многослойный ритмический 3D рисунок. Этот мощный поток обрушивается со всех сторон и захватывают сходу. Музыка, не спрашивая разрешения, достаточно грубо набрасываются на психику и слух, вторгаются в личностное пространство, так что практически не остается выбора и приходится за ними следовать.

Музыканты, явно любители Rebonds и прочих перкуссионных шедевров Ксенакиса, на протяжении полутора часов почти безостановочно выдают сложные, мощные ритмические конструкции, которые сменяют друг друга, следуя законам частей произведения в академической музыке. Адажио, анданте… Несколько раз звучит текст. Он носит саркастический, вопрошающий о смысле жизни характер. Вопрос «how could we… if we just… swat it down?” задается несколько раз с наивностью ребенка и нездоровой упорностью.

В общем, музыка достаточно жизнеутверждающая (ведь все, что не убивает, делает нас сильнее). Если вам не захотелось танцевать, физически повторяя рисуемые конструкции, значит, с вами что-то не то. Ведь звуки прямо «в режиме онлайн» мелькают и рассыпаются сложными переплетениями. Смысл словосочетания «einstürzende neubauten», который носит названия один немецкий индастриал-коллекив — саморазрушающиеся новостройки — как нельзя бы подошел к описанию того, что делает группа. «Новостройкам» лишь не хватает эмоций и веселья, здорового чувства юмора, той самой витальности, чего не скажешь о FIGS: композиция, которая «для аристократов из вас будет «la robot japanaise», напоминает веселостью советские фильмы про приключения электроника. Удивительно, когда такие металлические и бездушные, казалось бы, звуки, способны вызывать «цветные» ассоциации, носить цветной характер. Живым механизмом утверждающее жизнь шествие иногда срывается в хардкор с панковской окраской. Полифония сменяется мощными двумя вторыми, и наоборот.

Пункт назначения этого путешествия барабанщиков — мир, где витальность причудливо сочетается с индустриальностью. Это та самая точка, где сегодня архаичность (вспомним перкуссионные музыкальные ритуалы архаических племен) встречается с «современностью». Современная культура носит в себе много художественных приемов, которые использовались больше до нашей эры, чем после рождения Христа.  Это и абстракционизм, и минималистическое музыкальное течение, и гефоглифы (ленд-арт).

Нам, представителям «третьего Рима», Маркус представлял членов своей группы как «Вы… очень известный… Екатерина Фёдорова… вы… очень известный… Алексей Иванов». Нас же самих он представил себе как «очень известных зрителей». В этом человеке сочетание английского акцента в русской речи, а также любви к пылесосам с общем настроением его музыки проглядывается некая отчаянная веселость и безумие. А безумным и должен быть настоящий музыкант.

Мария Черкасова, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.