Исландская осень Оулавюра Арнальдса

Арнальдс 2Короткий ликбез о том, кто такой Оулавюр Арнальдс, я получаю в очереди на вход в Московский международный Дом музыки. Юноша у меня за спиной рассказывает своей спутнице: «Этот парень раньше играл в разных хардкорных группах, а потом стал заниматься классикой и электроникой. Но он очень простой, без выпендрежа, не как тот другой музыкант, на которого мы ходили». Не знаю, на какого именно музыканта ходили эти ребята, но по-моему, это вполне исчерпывающий портрет слушателей Арнальдса: молодые и интеллектуальные.

В целом данное описание довольно точно. Одна из групп, с которыми работал Арнальдс в молодости, называется Fighting Shit – куда уж хардкорнее? Но годы спустя молодой бунтарь превратился в одного из самых знаменитых мультиинструменталистов мира. И в Светлановском зале Дома Музыки атмосфера совсем не хардкорная, а очень тихая и интимная.

Арнальдс 1Арнальдс родом из Исландии, и на каждой ноте, которую он производит, лежит отпечаток этой страны. И речь идет не о брутальных напевов викингов, как, например, у Wardruna. Здесь скорее северная сдержанность, под которой бьются морские волны.

Хотя сам Арнальдс открыт для слушателей. Он предлагает записать ноту «до» в исполнении зрителей, чтобы включить ее в следующую композицию, а еще иронизирует над белыми механическими пианино: «Это единственное, что нашлось в России, так что я почти как Элтон Джон!».

Перед Арнальдсом — четыре клавиатуры, пульт и микрофоны в ногах. Возвышаясь среди всего этого, он похож на алхимика в своей лаборатории. Нота там, легкое касание здесь — и из математики рождается музыка. Из тишины — эмоция.

Все творчество Арнальдса — это пример того, как простое перерастает в сложное. Рисунок повторяющейся мелодии идет по кругу, с каждым витком спирали наращивая новые элементы. Вот присоединилась скрипка. Виола, виолончель… такое ощущение, что каждый инструмент использует всего две-три ноты, но они накладываются одна на другую — и в результате получается удивительно объемное произведение.

Арнальдс заканчивает концерт композицией с длинной предысторией. Рассказывает о том, что посвятил ее бабушке, которая заставляла его слушать и играть Шопена, когда он любил дэт-метал. Музыкант прогоняет со сцены других музыкантов и остается один на один с клавиатурой того самого, элтонджоновского пианино. Когда мелодия замолкает, зал на несколько секунд погружается в тишину. И такое признание стоит даже больше, чем последующие овации.

 

Светлана Горло специально для MUSECUBE

Фотографии с официального сайта артиста http://olafurarnalds.com/


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.