Музыка – единственный язык, доступный без словаря каждому, кто хотел бы понять, постичь и проникнуть в души народов, разобрав на кирпичики преданья старины глубокой. Своей вдумчивостью этот процесс не терпит спешки. Шаг за шагом, гармония за гармонией, аккорд за аккордом, звук за звуком. Так и этнопрограмма Анжелики Марковой под загадочным названием Mirrania создавалась не мгновенно: начиная с 2010 года, когда была записана первая часть, транзитом через, можно так сказать, пробную премьеру на фестивале «Усадьба Джаз» в 2017-м и вплоть до настоящего полноценного показа в 2018-м. От первого до последнего такта процесс создания занял долгих 8 лет.
Презентация программы состоялась 5 ноября в Клубе Алексея Козлова. Премьера – всегда дело волнительное. Премьера Миррании – в особенности. Это комок нервов, сгусток энергии всех времён и народов, который музыкантам прямо сейчас и здесь предстоит выплеснуть в зал. Сергей Макеев (рояль), Талгат Хасенов (клавиши), Дмитрий Сланский (ударные), Дмитрий Серебряник (перкусссия), Владимир Тирон (саксофон, кларнет), Александр Родовский (гитара), Дмитрий Максимов (бас-гитара), Екатерина Модина (виолончель), Георгий Осмоловский (скрипка) и, конечно, Анжелика Маркова – рисковые ребята, которые взялись тянуть такой интересный, но такой непростой воз.
Один сверяет часы, водя пальцем по партитуре, другой мечтательно смотрит в окно, третий теребит манжет, четвертый раскачивается, засунув руки в карманы. Виновница торжества – «та, кто поёт», великолепная Анжелика прячется где-то за кулисами. Уже совсем скоро. Уже отчётливо ощущается дыхание музыки. Уже не за горами царство этнической музыки, в которой предстоит погрузиться всем собравшимся.
Звучит голос Вилли Мельникова. Что он говорит? О чём? Когда-нибудь кому-то удастся понять и это. В тишине раздаются первые слова, затем первые звуки … Затихает шелест голосов в зале, перестают перезвякиваться бокалы. Наступает время миррании. Это абсолютно сборный проект, объединяющий в настоящее время под своим крылом 14 композиций, исполненных Анжеликой на 9 языках. У истоков миррании стоял композитор и мультиинструменталист Миуш Шкирман, позже подключились другие, в том числе, Мария Глазкова, без которой вряд ли были бы возможны все «этапы большого пути», начиная с того выступления на «Усадьбе джаз» до концерта в Клубе Алексея Козлова и даже видеонарезки про «Липу». И всё же на сегодня – это, прежде всего, авторский проект Анжелики Марковой.
Несмотря на сборность программы, Миррания – в чистом виде сюита, в которой каждая следующая композиция как будто вытекает из предыдущей. Со сцены звучат разные языки и отличающиеся ритмы, объединённые в одно кружево, в котором фламандские узоры сменяют арабскую вязь, а характЕрные балканские треньканья переходят в чёткие библейские образы. Авторская музыка и обработки известных произведений, корни которых порой лежат глубоко в истории культур и религий, исполняется в рамках одной программы, имя которой Миррания.
Окружающий мир неоднороден. Расы и народы, времена и религии сменяют друг друга, порождая как свидетельство давно минувших дней пласты культуры. Образцы и образы, лица и лики смотрят на нас сквозь столетия, пронзают взглядом, расщепляя на атомы, принуждая мыслить и помнить, познавать и сравнивать. Такие разные, такие непохожие, сталкиваясь в таких разных мировоззрениях, они переплетаются в одну единую историю мироздания, насыщенную этническими мотивами, звуками, подвластными природе. Многозвучие Миррании захватывает, поражая масштабами. Клавиши и рояль дополняют друг друга, скрипка пререкается с виолончелью, накладываясь на изящные перкуссионные россыпи. Грув ритм-секции деликатен. Гитара то присоединяется к басу, то отрывается, уходя в свободное плавание. Это и есть творимая история музыки, рассказ о том, как было, и о том, как будет. Между пьесами нет слов. Всё правильно: текст вклинился бы вставной челюстью, сломал канву и порвал ткань. Тишина заменяет речь, отсекая мысли одну от другой. Душа вещей, сила мысли, свет взгляда, страсть дыхания трепещут. Общая история, положенная на ноты соединяет души и сердца народов.
Слушатели аплодируют и несут цветы. Это успех. Волшебство Миррании состоялось. В бескрайней северной России, в ноябрьской Москве неожиданно оказалась востребованной музыка, изложенная в виде сложной многочастной формы, пропитанная фольклорными интонациями, собранными отовсюду по крупицам. Полтора часа пролетели на одном дыхании. Наверняка, теперь Миррания разойдётся на цитаты. Композиции растащат, тобы исполнять, возможно, по-другому и даже в других обстоятельствах. Но это ли не радость для творца, когда его музыкальные дети начинают жить своей собственной, независимой жизнью!? Но жизнь не заканчивается, и, я верю, Миррания ещё не раз и не два прозвучит целиком в своём перворожденном виде. Когда-нибудь это всенепременно случится. А пока в душе полный восторг. Удовольствие колоссальное. Спасибо, Анжелика Маркова! Спасибо, музыканты! Спасибо, всем, кто причастен!
Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Фотографии автора
Добавить комментарий