В эти выходные Санкт-Петербург посетил лютнист с мировым именем Йозеф ван Виссем, дав уже традиционный осенний концерт в рамках своего мирового турне. Так сложилось, что приезды этого композитора и музыканта в северную столицу приходятся на осень и весну, и каждый раз выступление проходит на новой площадке. Среди них уже были клуб The Place, Анненкирхе (лютеранская церковь Святой Анны), сцена музея современного искусства «Эрарта», дворец Белосельских-Белозерских. 6 октября 2018 года этот список пополнился сценой центра «Лендок». Кстати, в одном из интервью на вопрос о наиболее запомнившихся концертах господин ван Виссем ответил, что таковым является концерт в Анненкирхе.
Нидерландский музыкант, авангардный композитор Йозеф ван Виссем стал известен широкой аудитории слушателей после сотрудничества с режиссером Джимом Джармушем. Совместно они создали саундтрек к кинокартине «Выживут только любовники» (англ. «Only Lovers Left Alive», 2013), который умело вплетен в полотно фильма и является буквально неотъемлемой частью сюжета. Однако, он существует и как самостоятельное произведение: издан на CD и виниле и способен украсить коллекцию взыскательного ценителя музыки. Но, разумеется, помимо этого саундтрека, господин ван Виссем имеет не один сольный альбом, а фильм Джармуша стал для многих тем самым удачным знакомством, после которого интерес к творчеству композитора не остановился лишь на одной музыке к киноленте, что доказывает неослабевающий интерес к его выступлениям в Санкт-Петербурге.
Без лишних слов Йозеф исполнил уже знакомую слушателям композицию, с первых аккордов которой, уверена, всякое недовольство ожидания артиста сразу рассеялось. Этим вечером звучали и композиции с прошлых пластинок музыканта (например, Love Destroys All Evil, Detachment и др.). Конечно, не обошлось и без OST «Only Lovers Left Alive» и новых композиций с альбома «You Know That I Love You».
Но всё это лишь сухие факты, и ограничиться ими — преступление. Такую музыку нужно услышать. А точнее, почувствовать. Это, действительно, поразительный феномен красоты и магии искусства. Всего один человек на сцене. Всего один инструмент. Великое мастерство музыканта и многогранная, уникальная лютня. Это тот случай, когда можно раствориться без остатка в потоке ощущений. Как же это описать словами? Ты словно отправился в путешествие, но даже не в пространстве, а, скорее, во времени или между параллельным мирами, а может быть, по уголкам своей души или фантазии. Одна композиция дает ощущение, что ты перенесся на несколько веков в прошлое, и если оглянешься, то увидишь освещенных бликами от горящих свечей, дам в тяжелом бархате и тугих корсетах. Другая мелодия, уже легкая и игривая, как ручеек, напомнит о лете или весне, о Риме или Венеции. Впрочем, незаметно сменяющая следующая композиция может заставить ощутить себя в несуществующем наяву, зачарованном замке, где в чаде факелов призраки неспешно выполняют причудливые танцевальные фигуры вечности. А может быть, будут мысли о величии любви. Может быть, о тайнах бытия… Кто знает?! Собственно, автор дает своим композициям название интуитивно и считает, что интереснее, когда слушатель сам додумывает и интерпретирует его творчество по-своему. Создается впечатление, что самым волшебным образом маэстро ван Виссем играет не на струнах своей лютни, а на струнах души и околдовывает, вырывая слушателей из оков времени и пространства. Кажется, это как раз та удивительная музыка, которая может подойти к любому настроению. Стоит лишь хоть раз прочувствовать ее. Отвлечет от печали, сделает грусть светлой, увлечет за собой от нежелательных, навязчивых мыслей к покою и гармонии, а счастье сделает совсем безмятежным. Кроме того, лютня Йозефа ван Виссема удивительно вписывается в современность и не кажется чем-то архаичным. Надеюсь, визиты этого необычного музыканта в Санкт-Петербург продолжатся, ведь его нетривиальная музыка соответствует настроению прекрасного города на Неве.
Anfisa Vas Brockhen, специально для Musecube.
Фотоотчет Евгения Кашпирева смотрите здесь
Добавить комментарий