Юбилейный концерт группы «Электрофорез» состоялся в Москве

электрофорез

30 сентября состоялся концерт синтипоп дарквэйв дуэта «Электрофорез» в клубе «1930 Moscow» в рамках российского юбилейного минитура «X лет группе». О гигантских надувных шарах, неистовых криках фанаток, коллективном пении зала хитов уже ставшей культовой независимой Санкт-Петербургской группы, интересном опыте в фотопите пишет Арсений Мальков.

Последние жаркие осенние дни 2023 года в Москве символично завершаются клубными концертами и тем более не абы какими и не на абы каких площадках. Клуб «1930 Moscow» славится безупречной репутацией в мире московских меломанов, и по факту это оказалось правдой. Очередь на вход посетителей протяженностью в 100 метров после начала концерта в клуб, внутри полный зал от танцпартера до лож балконов в четыре этажа. Мощный звук, свет, бар, приветливая охрана на входе и, самое главное, виновники торжества – группа «Электрофорез». Два молодых человека на сцене, раскачивающие публику, большинство из которой девушки-подростки, пост-подростки 20+, со слов коллеги «дети», несмотря на то, что самим артистам далеко уже за тридцать.

Экзистенциальные тексты, меланхоличные образы, декаданс, тонкий лирический стёб на вечные банальные темы романтики, консьюмеризма, хоррора, социальной религиозности вкупе с баритоном Ивана Курочкина, положенные на мрачноватую местами синтезаторную музыку в исполнении Виталия Талызина в роли некоего кудесника алхимика – составляющие успеха у данной аудитории.

На концерте было исполнено большинство хитов коллектива за 10 лет существования группы: «Зло», «Всё было так», «По разбитым зеркалам», «Эшафот», «Русская принцесса», «Фейерверк», «Я ничего не могу с собою сделать», «Я фотограф», «Первоцвет», «Алкоголь мой враг», «Друзья». На экране демонстрировались футажи с записями лиц самих музыкантов, то сидящих в комнате, то идущих по улицам родной культурной столицы России. Иван Курочкин с лэптопом на барном стуле подобно шаману (не о том, о котором подумали) напевает и декларирует свои инферальные стихи под плэйбэк и синтезаторные вставки Виталия Талызина.

Пространство клуба забито сверху на балконах до низу в зале толпой, сквозь которую мы пробираемся к сцене, слышны крики и вопли молодых девушек, зал хором подпевает все песни и заполняет нарочитые паузы Ивана Курочкина. Сценические движения Ивана под стать музыке синхронно влияют на публику. В перерывах между песнями музыканты переговариваются, девушки выкрикивают: «После фильма», «Элек-тро-форез-Эле-ктро-форез!!!». В один из кульминационных моментов Иван кричит: «Пожалуйста танцуйте!», под трек «Мёртв внутри» с потолка клуба вываливаются огромные разноцветные воздушные шары. Идея не нова, но всегда актуальна и заходит «на ура», Дэвид Боуи пускал такие шары с человеческими зрачками на своих шоу, в «Крокус Сити Молл» это делают на новогодних ёлках.

Иван Курочкин, сам того не ожидая, после песни «Все было так» заключил: «Это оказалось более интересным, чем мы думали». Шары летали и со сцены в зал и обратно по залу, музыканты бросали и отправляли шары в публику, больше всего пострадали коллеги-фотографы в фотопите, но это был интересный опыт. Между разгоряченной толпой девушек с криками: «Виталик, я тебя люблю» и группой на сцене, сразу вспомнились 1960 – е годы The Beatles и после нее вся поп-культура последних шести десятилетий музыкальной индустрии… Фирменные барабанные тарелки, являющиеся неотъемлемым образом группы, бились в руках Ивана редко, но метко. В треке «Русская принцесса» один удар тарелок ключевой. Местами было некое нестройное совпадение синтезаторов и голоса, обусловленное детюнизацией синтезаторов, что добавляло особенности исполнения. В песне «Я ничего не могу с собою сделать» даже на записи это слышно, где идет классический оборот, навеянный, видимо, из оригинального саундтрека “More Than This” фильма The X-Files. В современной жизни звучания на концерте и на записях благодаря цифровым технологиям уже стали практически малоразличимы, но все же сохраняют жизнь, благодаря отсутствию автотюна, что добавляет настоящей жизни без прикрас.

Корни музыки дуэта из прошлых поколений. Голос Ивана Курочкина, аранжировки группы и синтезаторная игра Виталия Талызина напоминают местами группу «Технология», кстати, они записали концертный кавер «Нажми на кнопку». Любителям Depeche Mode, Cabaret Voltaire зайдет. На концерте Виталий Талызин, переключающий контроллеры, и нажимает на клавиши и в перерывах имитирует чтение книги, похожей на молитвослов.

По прошествии пяти лет, когда я впервые увидел эту группу на фесте «Боль», а услышал ее в 2014 году, могу сказать, что группа зрелая и по -настоящему звучащая по-европейски на русском языке и при этом независимая. В завершении концерта Иван Курочкин поблагодарил публику поклоном и словами, что удивился, насколько много пришло людей на концерт, и сказал, что может только поклониться. Виталий сказал, что можно приобрести мерч в зале и поддержать группу.

Действительно, было удивительно, как много народу пришло. Отчасти от отмен предыдущих концертов, которых долго не было, отчасти от того, что за два месяца анонсов о туре собралось достаточное количество купивших билетов в социальных сетях. Абстрагируясь от этих маркетинговых моментов, люди пришли из-за действительно музыки «Электрофореза», так как она – подлинное искусство. Тот самый случай, когда андеграундная, по сути, некоммерческая музыка на грани idm sintypop darkwave и нишевых сценах становится «недомейнстримом». Парни группы – дети как раз пост-советской России, их поклонники – миллениалы, удачное сочетание. Само выступление и тур группы – смелое решение в сложившейся исторической ситуации. Так как долгое время парни были вне России и давали концерты за ее пределами.

Арсений Мальков специально для Musecube
Фотографии автора можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.