Капитан Джек взял Дом музыки на абордаж

8

14 декабря 2014 года в Светлановском зале Московского международного Дома музыки пришвартовалась «Черная жемчужина» и сошли на берег пираты Карибского моря.

Партитуры на лаконичных пюпитрах, шепот в зале. Появляются музыканты Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония»: все строго в черном, настраиваются альты, дирижер Дмитрий Юровский, взмах смычка, звучание первых нот. Зал затих, морская гладь, крупный план палубы корабля, вступили скрипки. Зрители замерли, чуть скрепит такелаж, потолок Светлановского зала словно продолжение борта. Абсолютно все превратились в слух и стали впитывать объемное звучание музыки, брызги волн и тонкий голос маленькой Элизабет Стоун, поющей о том, о чем поет пират…

Ханс Циммер, пожалуй, один из самых известных композиторов современности, именно его музыку мы слышим в лучших Голливудских фильмах: «Ранго», «Падение черного ястреба», «Король-лев», «Миссия невыполнима», «Гладиатор», «Пираты Карибского моря».
Сага о пиратах любима во всем мире — блестящие актеры, переплетение множества мифологем и легенд в сюжете. Главные роли у блистательных Джони Деппа, Орландо Блума… и у музыки Ханса Циммера и Клауса Бадельта. Именно музыка дала фильму возможность масштабного выхода за пределы экранной культуры. Основные музыкальные темы стали узнаваемы, их исполняют любители и профессионалы. Видео ролики со звучанием музыкальных произведений из «Пиратов Карибского моря» собирают огромное количество просмотров в сети Интернет, музыка живет своей собственной жизнью, снова и снова возвращая зрителей к первоисточнику — к фильму.
9

В Москве это уже второе музыкальное киношоу live представленное компанией Disney, на котором кинокартину транслируют в сопровождении живого звучания Симфонического оркестра. Такой формат популярен в Европе и в США — ценители идут не на цифровой звук 5.1, а на фильм с живым музыкальным сопровождением … А может идут на симфонический концерт в сопровождении фильма… В этом формате нет главного и второстепенного, есть гармоничный симбиоз живого звучания инструментов и визуального ряда. У нас этот формат пока в новинку, в зале есть пустые места, но те, кто пришли, точно вернутся.

12

Три часа, два отделения … Зрителей не было в зале, все находились там, внутри истории о Джеке Воробье и проклятье «Черной жемчужины». Вот хор добавляет драматизма и виолончели подхватывают азарт сражения. Первая скрипка фехтует смычком как абордажной саблей. В одном порыве пираты атакуют флагман «Разящий», музыканты стремительно переворачивают страницу партитуры: нотный стан справа, флаг Веселый Роджер с черепом и перекрещенными костями слева, — звон металла, пушечный выстрел и взмах дирижерской палочки. Мы все на том корабле, мы слышим музыку звучащую в головах у проклятой команды завладевшей золотом ацтеков. Гул — это буря или хор?! Это состояние битвы…

Поскольку билеты не были дешевыми, в зале самые преданные фанаты киносаги, они знают каждую реплику, каждый следующий кадр, в зале немного детей, зато много барышень в норковых манто, но сейчас, пока звучит оркестр все маски сброшены. Столько искренних зрителей редко увидишь.

И вот кульминация, эмоциональный накал возрастает, линии горизонта между музыкой на сцене и морем на экране не видно, волны захлестывают зрителей.
Овации. Музыканты смотрят в зал и море в их глазах, восторг и радость соучастия, это они помогли снять проклятие ацтекского золота, они содействовали побегу Капитана Джека Воробья, они одолели Барбоссу и соединили Уилла и Элизабет. Сопричастность и создание общего интертекстуального пространства чувствовались после окончания шоу во всех зрителях.

Интервью взять не удалось, максимум, что способны были сказать выходящие из зала: «круто», «потрясающе»… Они были еще внутри действия, были все еще на палубе корабля. Живая симфоническая музыка погрузила их туда, разломив пространство и время.
16

Именно в таком уникальном формате становится очевидно, что классическая музыка не умерла, она продолжает успешно развиваться, но в современном мире ей пришлось спрятаться, уйти в саундтреки и звучать вторым планом перекрываемым голосами актеров и шумом сцен… Но если дать ей возможность выйти на авансцену, то она все так же покоряет слушателей. Классическая музыка все так же интересна, просто часто зритель даже не догадывается о том, что он слышит. Глеб, мальчик восьми лет, слышит эту классику в фильмах, именно он открыл мне музыку Ханса Цимера и новый формат синкретизма искусств. Послушала его и пошла на это шоу, пошла и не пожалела.
Давайте прислушиваться к тем кто вокруг нас, давайте быть более чуткими, открытыми и тогда мы сможем узнать гораздо больше о мире в котором живем, смекаешь…

Наталия Лапкина, специально для MUSECUBE
Фото — Наталия Лапкина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.