carmina0112 февраля, Светлановский зал Московского международного дома музыки. Артисты представлены, свет погашен, занесены над струнами смычки. Участники хора уже сделали глубокий вдох и готовы обрушить на слушателей первые — грохочущие, рокочущие, буквально сбивающие с ног звуки. Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» начинает исполнение всемирно известной кантаты Карла Орфа «Carmina Burana».

Если из мелодий XX века попытаться выбрать несколько наиболее часто используемых и буквально затасканных поп-культурой, в этот список определенно войдут две: «Lux Aeterna» Клинта Мэнселла и «O Fortuna» Карла Орфа. Эти два произведения никак не связаны между собой, просто оба они обладают невероятной эмоциональной насыщенностью и разрушительной мощью. И если тема из фильма «Реквием по мечте» – сама по себе продукт поп-культуры, то немецкий композитор в 30-х годах прошлого века просто попал пальцем в небо, создав из стопки средневековых листков шедевр, который до сих пор пригвождает к месту любого слушателя.

История кантаты «Carmina Burana» (ударение в первом слове на первый слог) началась задолго до Карла Орфа — еще в XIII веке. Стихи, написанные странствующими поэтами на латыни, были собраны в одном немецком монастыре в манускрипт, который благополучно ждал до XIX века, пока его не обнаружили и не опубликовали под названием «Carmina Burana». Еще через сто лет до них добрался Орф и принес в мир музыки Средневековья.
Но не то, которое с рыцарскими турнирами и Прекрасными Дамами, а Средневековье простое, в котором идиллические пастухи и пастушки водят хороводы на идиллической полянке, а потом пьют до беспамятства в ближайшем трактире. И в то же время Средневековье философское, где надо всем нависает рок, прихотливая воля которого то возносит простого смертного на пик блаженства, то уничтожает его своею тяжестью.

Кантата в ММДМ странным образом соединила в себе разные эпохи и разные искусства. Хоть настоящая музыка и не нуждается в переводе, некоторые зрители следили за переводом по принесенным распечаткам, чтобы понимать, о чем писали и пели на мертвом языке восемь веков назад.

carmina02На стены зала проецировались картины мастеров эпохи Возрождения — Ботичелли, Босха, Буонаротти и других. Правда, подбор проекций вызывает некоторые сомнения. Во-первых, специфический рельеф стен Светлановского зала местами искажал их до неузнаваемости (если только так не было задумано организаторами проекта). А, во-вторых, подбор картин немного сбивал с толку, ведь по времени своего происхождения они не имели отношения ни к латинской поэзии, ни к самой кантате. Не было ли более логично подобрать для столь величественной, местами даже мрачной кантаты, средневековые же образцы изобразительного искусства? Впрочем, последний пункт можно отнести уже к придиркам холодной логики, которой нет места, когда речь идет об искусстве. По своему настроению все изображения — от выходящей из пены Венеры до весьма специфических картин Босха — безупречно подходили к музыке. Это было даже немного похоже на школьные уроки по мировой художественной культуре, только на примере настоящей, взрослой музыки, и совсем не так скучно.

В любом случае, главным героем вечера были не картины, а музыка. С самого начала кантаты она завладела эмоциями всех присутствующих в зале. Уже позже она завладевает и разумом — когда понимаешь, что композицию исполняют два хора, три солиста и симфонический оркестр, и все это управляется одним человеком. Со стороны вряд ли можно судить о сложности произведения, но в определенный момент приходит понимание, что перед тобой огромный часовой механизм. Малейшая неточность — и бурная гармония Карла Орфа рассыплется в прах.

ММДМ не допускает неточностей. В третий раз вызываемая на бис «Русская филармония» в третий же раз за вечер исполнила «O Fortuna» не менее оглушительно и уверенно. Это было очень мощно и, да простят мне любители академических терминов, это было очень эпично. Это было восхитительно.

Светлана Горло, специально для MUSECUBE
Фотографии предоставлены пресс-службой Симфонического оркестр Москвы «Русская филармония»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.