Кшеттра: чувствуя кожей

15 января в недавно открывшемся арт-клубе «Башня», что в Измайловском Кремле, состоялся концерт трио кудесников-инструменталистов Кшеттра. Особой атмосфере в этот вечер способствовало все – пустынные морозные переулки Измайловского вернисажа, в которых терялись желающие попасть на концерт, сам клуб – расположенный в одной из башен Кремля, под самой крышей. Винтовая лестница, ведущая наверх. Интерьер. Полумрак. Предвкушение — ведь концерты этой авангадрной команды всегда организуются очень спонтанно, не говоря уже о том, что случаются не так часто, как хотелось бы ее поклонникам.

Открыли вечер небольшие сеты групп Xinoma и Evil Bear Boris.  Нельзя сказать, что выступившие группы похожи по звучанию, однако они задали тон и настроили присутствующих на нужную волну. Xinoma зарядила публику энергией, а группа Evil Bear Boris (являющаяся к слову сказать, одним из воплощений проекта IWKC) окружила немного космической атмосферой.

Музыка Кшеттры всегда воздействует на слушателей магическим образом, погружая в состояние, близкое к медитативному трансу, и концерт в «Башне» не был исключением. Это неудивительно, учитывая, что истоки самого названия группы уходят своими корнями в индийскую культуру. «Кшетра» на санскрите имеет множество значений. Одно из них – треугольник, что отражает состав группы. Бас, гитара и барабаны. Три инструмента, три силы сплетаются в затейливые линии. У каждой свой пульс, своя история, каждая соединяет в себе противоположности, и вместе они составляют некое гармоничное единство. Казалось бы, достаточно привычный состав инструментов, однако звучание Кшеттры неповторимо. Оно как сама жизнь – ассиметрично, непредсказуемо, со спадами и нарастаниями, силой и ослаблением, ускорением и угасанием. Мускулы барабанов, пронизанные венами гитары, поддерживают скелет баса. Или может это ветер гуляет в ветках деревьев у горной реки? Ассоциации у каждого свои.

Кстати, другое значение слова «кшетра» — сфера проявленного мира и его объектов. Так каждая композиция вызывает в сознании определенные образы, едва уловимые и возникающие скорее на подсознательном уровне. Композиции Кшеттры похожи на дзенские коаны, которые невозможно постичь разумом, а только почувствовать. Даже сами названия треков, простые, но вместе с тем метафоричные, задают медитативное настроение: сновидец, стрекоза, беглец, ловец жемчуга.

Публика на концерте с первых звуков замирает, не столько даже слушая музыку, сколько погружаясь в нее, ощущая ее всем телом, чувствуя кожей постукивание барабанов на своих плечах, вибрации баса на диафрагме, извивающиеся гитарные соло в кончиках пальцев. Задорную «Заставь медведя танцевать» сменяет манящая «Казнь», тревожная «Влахерны ждут снега» сменяется мощной «Кесарю кесарево», а она — спокойной «Ева ест апельсин». Музыканты, демонстрируя невероятную сыгранность и способность к импровизации, похожи на факира, очаровывая игрой публику так же, как он – кобру. Кто-то покачивается под гитарные соло, кто-то выбивает барабанный ритм, кто-то пускается в шаманские пляски, всецело отдавая себя музыке. Время останавливается, остается только звук.

И даже когда концерт уже окончен, он продолжает звучать.

Юлия Калугина, специально для Musecube.

Фотоотчет с концерта Кшеттры 15 января 2012 смотрите здесь.

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.