«Ленинградская» симфония — дань великому городу

"Ленинградская" симфония - дань великому городу5 мая в Большом Зале Санкт-Петербургской Филармонии в исполнении Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра под управлением всемирно известного дирижёра Юрия Темирканова прозвучала легендарная Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. Перед Днём Победы этот концерт стал настоящим событием для жителей Петербурга.
Неспроста симфония имеет подзаголовок «Ленинградская». Посвятив произведение Ленинграду, композитор сумел отразить в нём ужас и страх исторических событий блокадного города. Тогда, в 1942-м, это масштабное, грандиозное сочинение вселило надежду в жизнь и веру в победу над фашистами не только ленинградцам, но и всему советскому народу. Сам Шостакович вспоминал о своей работе над симфонией: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения, только когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».
Первая часть начинается ясной, светлой, широкой мелодией эпического характера с русским национальным колоритом. Она развивается, наполняется всё большей силой и переходит в другую, песенную, спокойную тему. Но вдруг, будто бы издалека, слышится дробь барабана, которая постепенно перерастает в огромной мощи «тему нашествия» у всего оркестра. Она вырастает в колоссальное чудовище, скрежещущую машину, разрушающую и уничтожающую на своём пути всё мирное и живое. После мощной кульминации наступает реприза. Но первоначальные темы звучат уже не в светлом, безоблачном мажоре, а в омрачённом миноре. Лирическая тема превращается в тоскливую, одинокую, исполненную фаготом соло. И только в коде, наконец, появляется мажор, утверждающий трудное преодоление сил зла.
Вторая часть симфонии – мягкое, печальное скерцо. Лишь в среднем разделе звучат жёсткие интонации, искажающие прежний образ мирного Ленинграда. Шостакович характеризовал Скерцо как «воспоминания, подёрнутые дымкой грусти и мечтательности».
Третья часть – величавое, проникновенное Адажио, «упоение жизнью, преклонение перед природой», по словам автора. Хорал, звучащий как реквием по погибшим людям, сменяется драматичным бурным средним эпизодом, возникающим, словно обострённое впечатление от трагических событий Первой части.
В рокочущих ударах тамтама и тремоло литавр подступает переход к последней части. В Финале, наступающем без перерыва, продолжается борьба света со тьмой. Главная тема вырастает в колоссальную, полную неукротимой энергии и побеждает «тему нашествия». Образ народного гнева сменяется печальным и величественным эпизодом в ритме сарабанды (старинного испанского танца), а затем начинается восхождение к торжеству главной темы Первой части, как символу мира и грядущей победы.
«Ленинградская» симфония Д.Д. Шостаковича – грандиозное произведение, воспевающее стойкость, силу и непобедимость русского народа. Композитору блестяще удалось отразить исторические события блокадного Ленинграда и ужаса войны, а великолепному оркестру во главе с маэстро Юрием Темиркановым – полностью передать замысел автора. Зрители благодарили музыкантов стоя и долго не отпускали их со сцены. На бис прозвучала нежная, «воздушная» 9-я вариация (“Nimrod”) из «Энигма-вариаций» английского композитора Эдуарда Элгара.

 

Анастасия Видмайер, специально для MUSECUBE

В репортаже использована фотография Анны Флегонтовой


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.