Let’s fly with Kurt Elling

pic0116 марта в Светлановском зале Московского международного дома музыки прошел концерт всемирно известного джазового вокалиста Курта Эллинга и его квартета. За свою творческую карьеру музыкант получил множество авторитетнейших джазовых премий (например, Jazz Journalists Association Awards), по опросам критиков музыкальных журналов, среди которых британский Jazz Review и американский Down Beat, не раз назывался лучшим вокалистом. Эллинг трижды номинировался на Грэмми в категории «Best Jazz Vocal Performance», а шесть его альбомов были номинированы как «Best Jazz Vocal Album» и, наконец, в 2009 году его альбом «Dedicated to You» выиграл премию. Вокалист прославился во всем мире с одной стороны как тонкий знаток и исполнитель традиционного джаза, с другой — как экспериментатор, нашедший свою нишу, свой саунд.

pic02Во время московского концерта Курт Эллинг презентовал свой новый альбом «1619 Broadway – The Brill Building Project», вышедший в 2012 году. Новая запись была выпущена как дань уважения композиторам и поэтам, работавшим в легендарном Brill Building в Нью-Йорке, славившимся множеством офисов и студий джазовой индустрии США. К началу выступления большинство мест в Светлановском зале были заняты. На сцену вышел квартет Эллинга, в составе: Лоренс Хобгуд — рояль, Джон Маклин — гитара, Кларк Соммерс — контрабас, Кендрик Скотт — ударные. Зазвучала нежная и сентиментальная «Foolish Heat». И вот на сцене появился сам Курт Эллинг. Поначалу могло показаться, что на сцене подражатель Марка Мёрфи, но чем больше пел Эллинг, тем больше зал убеждался: перед ним вокалист с особым стилем и манерой исполнения. Музыканты улыбались и импровизировали, вокалист переодически использовал технику скэт (способ вокальной импровизации, при котором голос используется для имитации музыкального инструмента).

pic03Новый альбом Эллинга лишен авангардных идей и звучит достаточно традиционно. Поэтому уже к середине первого отделения у многих зрителей складывалось впечатление, что они не в центре Москвы, а в старом клубе на севере Чикаго, только вместо старомодного помещения, в котором парят ароматы виски и сигар – просторный и светлый зал Московского международного дома музыки. Многие песни в программе звучали гораздо более эмоционально и динамично, чем на записи, например, «Come Fly With Me» или «On Broadway». Эллинг старался обращаться к публике, после исполнения первой песни сказав «Страфствуйте», и пошутил, что теперь у него в России полный зал друзей. Во время исполнения «You Send Me» Сэма Кука, Эллинг дал в волю наиграться музыкантам. На зал посыпалось множество соло и импровизаций, а Эллинг, применяя электронные эффекты «эха» и «задержки», удивил зал необычным звучанием вокала. Музыканты особо подчеркнули, что проявляют уважение к Дюку Эллингтону. Его песня «Tutti for Cootie», запомнилась тем, что Кендрик Скотт играл на ударных руками, а в конце исполнил динамичное соло. Инструментальной кульминацией шоу стало соло гитары и ударных на песне «On Broadway».

y2SyKYQmmowКурт Эллинг обладает большим артистическим талантом, его выступление это не просто профессиональное исполнение композиций, это шоу, в котором он играет с легкостью и игривостью. Порой вокалист делает вид, что музыканты зазевались и не знают, где им вступать. Он возмущенно отсчитывает им такт, иногда улыбается залу и пританцовывает, а где-то грустит. Ведь хороший джазовый концерт — это, прежде всего, не просто мастерское исполнение и красивые мелодии, а шоу с бешеными импровизациями, каждый раз звучащими иначе, чем прежде, это артистизм музыкантов, общение публики и исполнителей посредством музыки.

На бис Эллинг уже без квартета, но с пианистом Лоренсом Хобгудом сыграл лиричную песню выдающегося бразильского композитора Антонио Карлоса Жобима «Luiza». Музыканты исполнили её трогательно и профессионально, возможно, потому что дочь Курта Эллинга зовут Луиза. Как говорил сам вокалист, для него главная задача концерта — это дать людям тепло и впечатления, чтобы, когда они придут домой, им захотелось поговорить о выступлении, чтобы в них сохранились какие-то эмоции. И нет сомнений, что так оно и будет: большая часть зала, выходя в холодный мартовский вечер, обсуждала Курта Эллинга и его квартет. Кто-то пошел домой, кто-то в ресторан, но никто не остался равнодушен к тому, что некоторое время назад происходило в Светлановском зале.

Тагир Зайнуллин, специально для MUSECUBE
Фотографии автора


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.