Любовь к музыке сильнее обстоятельств

В июле Владимир Рекшан, лидер старейшей рок-группы «Санкт-Петербург» и основатель первого национального музея всеми нами любимого жанра, прочитал в «Росфото» авторский курс лекций «История русского рока». Посетив все четыре лекции курса, хочется сказать, что об истории рока в СССР и России важно и нужно говорить, так как она отражает не только развитие жанра, подчас подпольное, но и историю страны в целом, а в ней жизнь людей, которые здесь живут.

Сам Владимир Ольгердович – историк по образованию, и, хотя по диплому он не работал, взгляд на прошлое у него, по его словам, вполне исторический и объективный. Курс «История русского рока» появился потому, что Владимир Рекшан был непосредственным участников всех событий, и знает, как и почему рождался рок в Советском Союзе, и что с ним происходило дальше.

rekshanПервая лекция курса, посвящённая шестидесятым годам, станет откровением для многих. Группы, о которых рассказывает Владимир Рекшан на этой лекции, малоизвестны: «Фламинго», «Садко» и т.д. Вторая лекция повествует о семидесятых – том времени, когда на слуху уже был термин «рок-музыка». В этот период появилась группа «Аквариум» и внесла в музыку нечто совершенно новое. Впрочем, уже более тридцати лет Борис Борисович продолжает заниматься тем же самым. Третья лекция даёт представление о Ленинградском рок-клубе, который образовался весной 1981 года и впоследствии дал дорогу в жизнь тем группам, которые мы сейчас считаем легендарными. На заключительной лекции мы узнаем о знаменитых фестивалях Ленинградского рок-клуба и о том, как рок на русском языке существовал в период перестройки.

Больше всего импонирует, что лекции Владимира Рекшана не только о музыке, но и о жизни людей. Оказывается, в своё время можно было купить билеты на самолёт без паспорта. Так Владимир Рекшан вместе с другом приобрели билеты на имя Джона Леннона и Мика Джаггера. Таких забавных и трогательных моментов в курсе лекций «История русского рока» много.

Собственного помещения у Музея русского рока пока нет: иногда выставки проходят в арт-центре «Пушкинская 10», а также некоторые экспонаты можно увидеть на Невском 24. Именно там 16 августа прошла встреча, посвящённого фестивалю любви и музыки Вудсток, который состоялся в августе 1969 года. Ведущим был Владимир Рекшан, и по его словам, отголоски Вудстока доходили и до СССР, но тогда казалось, что это происходит где-то на другой планете. И всё же враждебные флюиды свободы проникали из цветного западного мира в черно-белый советский. А тлетворное преклонение перед западом было существовала и в то время. Впрочем, и сегодня строки Ильи Кормильцева «Гудбай, Америка» остаются актуальными.

В честь годовщины знаменитого фестиваля был показан фильм «Революция любви», фрагменты которого мы смотрели на лекциях в качестве иллюстрации к рассказам. Он существует только в виде рабочей копии, так как исходник этого фильма был утерян, и канал «Россия-1» его не показал, как собирался. Тем ценнее для всех любителей рока его увидеть. Уже первые кадры этой картины показательны: вот солдаты ходят строевым шагом, генералы выкрикивают лозунги, а где-то там, далеко, словно в ином мире, шествуют хиппи с требованиями свободы и мира. Не менее важны и последние кадры, когда закадровый голос говорит, что в Петербурге революции, по крайней мере, музыкальные, будут происходить всегда. Революция просто ждёт своих новых героев.

Владимир Рекшан назвал важную особенность русского рока, вполне основополагающую – в течении пятнадцати лет в этой музыке отсутствовала коммерция. Русский рок был религией, а в истинной вере, как мы с вами знаем, не до денег. «Рок-н-ролл – это сырая любовь», как говорит Юрий Юлианович Шевчук.

Алла Игнатенко, специально для MUSECUBE
Фото Павла Платонова (из открытых источников)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.