Meet the «Девушка Школьника»

Какие у вас воспоминания о школе? Если вы закончили пять или шесть или семь лет назад и учились в обычном государственном учебном заведении, то такие же, как у меня: вонючая еда в столовой, которую раздает усатая страшная повариха, босые ноги толстой училки под столом, потому что она сняла туфли и сидит в колготках, и это типа нормально, бесконечная зубрежка и списывание, дискотеки в спортивном зале с коктейлями из банок и водкой, где вместо музыки — громкий гул, а вместо танцев — обжимания, и так далее. И нет, я этим ни в коем случае не хочу сказать, что школа — это безвылазный мрак и полная чернуха. Напротив, в том-то и история, что подростковое мировосприятие, юношеский максимализм и безудержный пронзительный романтизм, присущий только этому периоду жизни, позволяют не сдохнуть во всем происходящем говне, а заставляет искать какой-то смысл, верить в чудо, надеяться на лучшее, улыбаться и просыпаться утром с надеждой, что сегодня мир наконец-то изменится. Ну, или в крайнем случае химичка заболеет.

Собственно, об этом всём творчество недавно появившейся, но уже громко заявившей о себе группы Девушка Школьника. Мне посчастливилось посетить их предновогодний концерт в одном небольшом московском клубе. Команда выступила в составе пяти участников: три очаровательные вокалистки, хихикающие в микрофоны и передающие друг другу баночку со strike, физрук в полной амуниции в качестве гитариста и учитель по-видимому какого-то заумного предмета типа математики в больших очках, подтяжках и с указкой (главным фаллическим символом в школьной мифологии) за синтезатором. Ах, ну да, и басист.

Звучание группы не претендует на новаторское — большинство песен остаются в рамках традиции поп-, рок- и отчасти пост-панк музыки восьмидесятых и девяностых, хотя участники команды активно используют психоделические приемы более ранней эпохи — семидесятых и даже шестидесятых. Нарочито усложнённая партия драм-машины задает характерный механический бит, заставляющий двигаться в такт, на который накладывается волнующее, иногда истерическое звучание вокала и безумные синтезаторные и гитарные эффекты. Мелодии и риффы простые и запоминающиеся — то что надо для школьной дискотеки, ну, и чтобы потом петь с девчонками хором в общем душе после урока физкультуры.

Группа исполняет песни на русском языке, написанные самими музыкантами. Несмотря на кажущуюся простоту, поражает сложность художественного языка и глубина погружения в стихию школьного фольклора и мифологии — создается ощущение, что эти нелепые восклицания, пьяные крики, влюбленные вздохи, а порой потрясающие грубости наравне с невероятными нежностями принадлежат области не искусства, которое изливается со сцены, а реальности, подлинной школьной реальности с столовками, переменками и контрошами. Здесь и «Кентавр» Апдайка, и творческий поиск Гай Германики в кинематографе, и «Школа для дураков» Саши Соколова… Девушка Школьника — это квинтэссенция современного пубертатного мировосприятия, поданная под соусом из тонкой иронии, порой переходящей в настоящую трагедию. В текстах много секса, но поданного стильно и характерно по-школьному: исподволь или наоборот нарочито и эпатажно. Много негатива, хотя и не беспросветного — образы «идеального романтического героя» Джастина Бибера или трепетное юное чувство к «не такому как все» «толстому мальчику» делают мир маленьких максималисток полнокровным и ярким, со своими радостями и горестями.

В текстах большое количество героев и персонажей, пусть зачастую обрисованных несколькими штрихами, но ярких и переходящих в разряд типичных героев, которые знакомы всем современным и бывшим школьникам — «королевы класса Марыся, Аня и Ви-ку-ля», Витя, который «подрался за меня, мне было неудобно и повод был херня», Света, которая все время «на измене» и Олеся, которая непрерывно «куролесит» на школьной дискотеке, Алла Петровна со «старой морщинистой грудью» и другие учителя — «математик-иудей, физручок-прелюбодей» и т.д. целая галерея типов. Творческий мир Девушки Школьника привлекателен своей персонифицированностью и реалистичностью. Хочется возвращаться в этот мир пубертатного безумия снова и снова, встречать своих старых знакомых и переживать их нереально серьезные школьные проблемы вместе с ними.

Впрочем, в ближайшее время Девушке Школьника сможет сопереживать широкая аудитория слушателей: идет активная работа над первым альбомом, и уже после нового года выйдет сингл (песни «Учитель Труда» и «Семнадцать лет»). А пока группа продолжает давать концерты и выплескивать в зрительный зал и во вселенную порядочные дозы гормонов, страданий переходного возраста и искреннего подросткового кайфа.

Евгения Хавторина, специально для MUSECUBE.
Фотографии Никиты Сологуба


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.