Музыка стиха или Русское искусство в формате 3D

14 мая в рамках фестиваля «Черешневый лес» Юрий Башмет и Константин Хабенский представили новую программу « Параллельные миры», самобытное посвящение русскому искусству ХХ века. Это концерт, в котором соединились сразу три вида оного: музыка, поэзия и живопись.

Еще с 2012 года после успешной «Калигулы» и премии Олега Янковского творческий тандем российского альтиста и лауреата «Грэмми» Юрия Башмета с народным артистом Хабенским вызывает заслуженный ажиотаж. Этот дуэт всегда оправдывает своим талантом все регалии и премии. Вот и этим майским вечером КЗ имени Чайковского среди прочих посетили организатор фестиваля «Черешневый лес» Михаил Куснирович с супругой Екатериной Моисеевой, главный редактор телеканала Дождь Наталья Синдеева, телеведущая Дарья Субботина, российская фигуристка Ирина Слуцкая.

Специально для фестиваля «Черешневый лес» Хабенский и Башмет немного изменили программу, и это уже иные миры, не те, которые были показаны в Ярославле и Сочи. Напомним, что в олимпийской столице программа была представлена в рамках Международного Зимнего фестиваля искусств. «Промышляя искусством на свете, услаждая слепые умы, словно малые глупые дети, веселимся над пропастью мы» — эти стихи поэта Николая Заболоцкого прозвучали впервые на московской сцене.

Обычно Константин Хабенский читает стихи Бальмонта, Анненского и Маяковского в перерывах между произведениями, но в этот раз альт маэстро и баритон артиста со второго яруса балкона прозвучали одновременно под репродукции картин.

Над оркестром в течение всего концерта проплывает 3D-проекция полотен Константина Сомова, Михаила Врубеля, Виктора Васнецова, Виктора Мусатова. И все это под мистический «Остров Мертвых» Рахманинова, «Сюиту № 2 для малого оркестра» Стравинского, концерт для скрипки с оркестром № 1 Прокофьева. Юрий Абрамович сетовал за полное совпадение визуального и аудио-ряда, чтобы полное ощущение гармонии в синтезе трех видов искусств не покидало зрителя ни на минуту. Хотя опасения тоже были. Кому-то могут не подойти 3D-очки, и все впечатление может быть смазано. Но то ли штучный талант чтеца Константина Хабенского создал нужную атмосферу, то ли очки действительно подошли – ни одной шероховатости, всё на едином дыхании.

Представьте картину. Сначала Константин проникновенно читает Анненского:

Какой тяжелый, темный бред!
Как эти выси мутно-лунны!
Касаться скрипки столько лет
И не узнать при свете струны!

Кому ж нас надо? Кто зажег
Два желтых лика, два унылых…
И вдруг почувствовал смычок,
Что кто-то взял и кто-то слил их.

«О, как давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно, ты та ли, та ли?»
И струны ластились к нему,
Звеня, но, ластясь, трепетали.

«Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? довольно…»
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.

Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось…
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.

Но человек не погасил
До утра свеч… И струны пели…
Лишь солнце их нашло без сил
На черном бархате постели.

Художественный фон к стиху – картина Марка Шагала «Прогулка». И тут в декадентском мареве вступает альт от маэстро. Фон размывается и мир Марка Шагала открывается новой гранью – одной из самых известных картин «Над городом». Торжество духа в самом ясном и чисто звучащем проявлении.

Сами авторы утверждают, что это не забитая суровыми гвоздями программа, скорее программа-полет, импровизация в ее живом потоке. Для них это — эксперимент в Черешневом лесу, который подарил всем тонко слышащим, воспринимающим рифмы и поэзию полотна надежду на продолжение трехмерного чуда и в будущем.

Анита Осипова специально для MuseCube

Фотоотчёт Лейлы Матар смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.