Безумие под чутким руководством

«Мне приятно слышать, что мои песни вдохновляют писателей и художников. В каком-то смысле это лучший комплимент, который мне можно сделать. Ведь искусство — это всегда обмен.»

Ник Кейв

4 изнурительных бесконечных года провела столица в ожидании маэстро Кейва, с

надеждой заглядывая в анонсы концертов, и наконец-то дождалась возлюбленного.
Количество билетов таяло, словно лёд в стакане с виски, а ко дню концерта и вовсе приблизилось к sold out. Всё потому, что Ник Кейв – это не только неподражаемый музыкант, но талантливый писатель, актёр и сценарист. Его мистические шоу вызывают сильные эмоции. К нему невозможно оставаться равнодушным. Кейва можно любить или ненавидеть. В этом и есть один из основных признаков глобальности и силы его таланта.
Пережив тяжёлый понедельник 25 мая, народ заспешил к железобетонной громадине Crocus City Hall. Именно тут на окраине Москвы должно было состояться свидание столичных меломанов с Ником Кейвом.
В 2011 он приезжал в компании Grinderman, с The Bad Seeds в России его не видели аж с 2009 года и сильно соскучились, поэтому оперативно накупили билетов и туго набились в большой зал Крокуса.
Тем, кто удивительным образом пропустил творчество маэстро мимо ушей, стоит знать, что Николас Эдвард Кейв родился в австралийском городе Уорракнабил, в семье учителя английского и работницы библиотеки. Ещё в колледже он познакомился с Миком Харви, который долгие годы поддерживал Кейва во всех его музыкальных начинаниях. В конце 70-ых от их совместного творчества родился коллектив Boys next door.
Получив строгое воспитание, Ник хорошо знаком с мировой литературой, в том числе русской классикой. Не случайно его следующий проект называется так же, как одна из сцен в романе Преступление и наказание – The Birthday Party.
Покинув Австралию, Ник с друзьями уехал искать счастье в Европе. В Германии он познакомился с Бликсой Баргельдом — лидером Einstürzende Neubauten. Без малого 20 лет Бликса участвует во всех эксцентричных музыкальных выходках Кейва.
В 1984 вышел первый альбом Nick Cave and The Bad Seeds, а в 2006, параллельно с Плохими Семенами, появилось новое дитя – Grinderman.
Очевидно, что многогранному таланту тесно в узких музыкальных рамках, и Ник увлекается эпистолярным жанром. В книжных магазинах вы без труда найдёте «И узре ослица Ангела Божия» и «Смерть Банни Монро». Однако романы стали аперитивом и лишь растравили литературный аппетит. По его сценариям сняты «Предложение» и «Самый пьяный округ». Ник и сам охотно снимается, его песни часто становятся музыкальными темами фильмов. В конце 2014 года в прокат вышла документалка про самого Кейва «20000 дней на Земле».
Всё, к чему прикасается рука мастера, моментально покрывается лёгкой патиной декаданса и значительно возрастает в цене. Безусловно концертное выступление такого музыканта – это шоу из серии «обязательно к просмотру».
Аскетичное убранство сцены – серый полу-прозрачный занавес и музыкальные инструменты, чтобы ни что не отвлекало от основного блюда. Здесь шоу делает музыка, Кейв и The Bad Seeds, лишние примочки тут ни к чему.
По традиции первыми вышли музыканты и затеяли шумную битву хаотически извлекаемых звуков. Через несколько минут на сцене появился виновник торжества. Высоченный, стройный, в тёмно-сером строгом костюме, он моментально схватил за незримые нити внимания и привязал намертво до самого конца шоу. Порой ловишь себя на том, что находишься в эмоциональном трансе и, словно околдованный, следишь за каждым жестом Кейва.
Аккуратно, мыском глянцевой туфли, будто проверяя температуру воды перед купанием, Ник дотронулся до края сцены. Зал зашумел и принялся аплодировать. Удовлетворившись прочностью интерьера, маэстро сел за пианино. Дальнейшее действо сложно поддаётся описанию. Его можно сравнить с неким магическим спиритическим сеансом, актом экзорцизма или ещё какой-нибудь мистической штукой подобного толка. Элегантно дополняя общий музыкальный хаос, Кейв раскидывал вокруг листы с партитурами сыгранных песен — эффектное зрелище.
Смена света, потоки звуков, гипнотические жесты самого Кейва моментально ввели зрителей в транс. Но особенно стойкие всё же выпадали из под чар и выкрикивали названия песен, требуя исполнения желаний.
На четвёртой (кажется) песне, одна особенно чувствительная особа потянулась ближе к действу, встала с кресла и подошла к сцене. Медленно, словно околдованные крысы за волшебной дудочкой Нильса, на звук потянулись и другие зрители. В считанные минуты у сцены образовался импровизированный партер. Маэстро был доволен. Казалось, что именно этого он и добивался, вышагивая и размахивая руками. И хотя энергетической силы Николаса Эдварда Кейва с лихвой хватило бы, чтобы одарить эмоциями два таких зала, меняться энергией интереснее при ближнем бое. С высоты балкона зрелище выглядело завораживающе. Нежность и трепетность с которой тянулись вожделеющие руки поклонников, искренние чувства самого музыканта, создавали удивительную атмосферу вселенской любви. Терялось сознание, критичность мышления, всё воспринималось в мягком розовом свете. Захотелось навечно остаться в зале и бесконечно слушать этот концерт.
Ник падал на колени, вскакивал, бежал к пианино, делал несколько нервных ударов по клавишам и снова возвращался глотнуть живой энергии от тех, кто толпился под сценой. Он одновременно руководил ими и подчинялся их воле.
Эмоциональное единение продолжалось около полутора часов без передышки, чтобы спрятаться в гримёрку, смахнуть испарину и вернуться ещё на пол часа, в качестве дорогого изысканного десерта.
Послевкусие концерта преследует по сей день. Если эмоции были бы материальны, то эту стоило бы положить в лиловую бархатную коробку, перевязать атласной лентой и всю жизнь носить рядом с сердцем.

Елена Чурикова Специально для MUSECUBE
Фото Натальи Габбасовой тут

Сетлист

Water’s Edge
(Nick Cave & The Bad Seeds)
The Weeping Song
(Nick Cave & The Bad Seeds) (соло Ника на пианино)
Red Right Hand
(Nick Cave & The Bad Seeds)
Higgs Boson Blues
(Nick Cave & The Bad Seeds)
Mermaids
(Nick Cave & The Bad Seeds)
The Ship Song
(Nick Cave & The Bad Seeds) (Nick solo on piano)
From Her to Eternity
(Nick Cave & The Bad Seeds)
Stranger Than Kindness
(Nick Cave & The Bad Seeds )
Love Letter
(Nick Cave & The Bad Seeds)
Into My Arms
(Nick Cave & The Bad Seeds) (соло Ника на пианино)
West Country Girl
(Nick Cave & The Bad Seeds)
Tupelo
(Nick Cave & The Bad Seeds)
Black Hair
(Nick Cave & The Bad Seeds)
The Mercy Seat
(Nick Cave & The Bad Seeds) (соло Ника на пианино)
Jubilee Street
(Nick Cave & The Bad Seeds)

Encore:

Up Jumped the Devil
(Nick Cave & The Bad Seeds)
People Ain’t No Good
(Nick Cave & The Bad Seeds )
Breathless
(Nick Cave & The Bad Seeds)
God Is in the House
(Nick Cave & The Bad Seeds)
Jack the Ripper
(Nick Cave & The Bad Seeds)
Push the Sky Away
(Nick Cave & The Bad Seeds)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.