«Надежды маленький оркестрик под управлением любви» Светланы Сургановой

Есть такие музыканты, концерты которых ждут с особенным нетерпением и душевным трепетом. Поклонники идут к ним, как на праздник, в отличном настроении и радостном ожидании, а во время выступления с легкостью ловят удивительную волну позитива, сливаясь в единый организм и проникая в самую глубину его и самого себя. А все потому, что музыканты, о которых идет речь, не просто поют, но поют всем сердцем, заряжая своим настроением все вокруг, и каждый их концерт становится неповторимым, увлекательным, завораживающим и совершенно непредсказуемым действом. Таким музыкантов является удивительная, невероятная и лучезарная Светлана Сурганова, недавно отметившая свое 46-летие большим феерическим концертом в петербургском клубе «А2».
 
Светлана Сурганова давно зарекомендовала себя, как успешный самостоятельный музыкант, исполнитель, поэт и просто замечательный человек. Оставив в 2002 году культовую группу «Ночные снайперы», Светлана уже в 2003-м создала собственный коллектив, который мгновенно завоевал любовь и признание публики. «Сурганова и оркестр» — группа настолько популярная и уважаемая в среде поклонников русского рока и просто меломанов (поскольку в творчестве группы переплетаются самые разнообразные стили и жанры), что нет необходимости в очередной раз переписывать ее историю или рассказывать об особенностях музыки и лирики Сургановой — об этом сказано достаточно. В данном случае слова будут лишними, ибо, чтобы почувствовать душой эти песни, их нужно просто услышать, а чтобы влюбиться в творчество Светланы до самой глубины — побывать на живом выступлении ее «оркестра».
 
Концерт 16 ноября в клубе «А2» был не совсем обычным — об этом организаторы сообщили заранее. Было известно и название новой концертной программы Светланы — «Игра в классики». Но, наверно, никто не мог себе даже вообразить — насколько фееричным и нестандратным получится этот вечер. Отступив от привычной строгости и очаровательного минимализма на сцене, коллектив музыкантов предпочел в этот раз яркость и красочность во всем: это был не просто концерт, но концерт-шоу, концерт-спектакль, шутливо стилизованный под классический концерт на какой-нибудь академической площадке. В этот вечер поклонникам Светланы повезло вдвойне: наконец-то Света появилась на сцене вместе со скрипкой, которую так любят ее поклонники, но к которой Сурганова обращается достаточно редко во время живых выступлений. В этот раз всё было иначе — скрипка то и дело оказывалась в руках у Светы и дарила публике самые трогательные и проникновенные мелодии. Кроме нее, на сцене присутствовали еще две скрипки, а также альт, фортепиано, контрабас, гитара — и этот набор музыкальных инструментов задал настроение всему концерту. Еще один штрих, довершающий «академический» образ выступления — периодическое присутствие на сцене комичной дамы-блондинки в ярко-красном платье, которая открыла вечер своим выходом и объявлением: «Концерт для скрипок с оркестром «Городская сюита» из симфонического цикла «Игра в классики». В течение концерта загадочная дама появлялась на сцене несколько раз, чтобы нарочито серьезным тоном объявить очередной блок песен и вызвать волну смеха в зале. Уже в конце выступления дама вышла без парика и яркого одеяния, и стало ясно, что под гротескным персонажем скрывалась директор группы Елена Жукова — в финале она предстала уже в совсем ином, серьезном образе. А вот на протяжении всего концерта ее забавный, яркий персонаж успешно разбавлял своим юмором проникновенную грусть Светиных песен.
 
Впрочем, нужно отметить, что в этот вечер даже самые печальные песни звучали светло, легко и задорно: Светлана была удивительно озорной и игривой, порадовала и зарядила публику отличным настроением и, как всегда, эмоциональным и чувственным исполнением песен. Какую бы программу Светлана ни представляла, какие бы песни ни пела — всё, что она делает, пронизано удивительной теплотой и позитивным мироощущением. В этот раз Света особенно много жестикулировала, танцевала и даже играла в солидного руководителя большого оркестра, с серьезным видом дирижируя своим музыкантам. Все это выглядело одновременно и гротескно, и искренне, и в шутку, и всерьез, но в любом случае настолько нежно и трогательно, светло и по-настоящему, что остаться равнодушным было просто невозможно. Единство музыкантов и публики не оставляло сомнений: здесь каждый чувствовал другого, и все присутствующие словно бы находились в единой связке, увлекаемые в водоворот эмоций, таких знакомых и понятных каждому. Песни Сургановой заставляют человеческое сердце вспоминать что-то щемящее, давно забытое, понимать непонятное, слышать то, о чем не говорится или говорится между строк, преодолевать боль, отпускать, прощать и идти вперед, сохраняя в душе только самое светлое, что было в прошлом, и искренне веря в самое прекрасное, что ждет в будущем. Глубокая чуткость публики была очевидна: песни слушались вдумчиво и внимательно, а заканчивались бурными, горячими аплодисментами и возгласами радости. Более того — во время исполнения песни «В этом городе фонарей» зрительный зал замигал заранее подготовленными фонариками, а когда Светлана исполняла инструментальную композицию «Прогулка бездельника», вверх взметнулись вырезанные из бумаги нотки и скрипичные ключи, что лишний раз подтвердило единство всех присутствующих и общее искреннее желание поддержать настроение праздника и сделать приятное и Светлане, и ее музыкантам, и друг другу. Кроме упомянутых, на концерте прозвучали все остальные песни с альбома «Игра в классики»: «В этом городе фонарей», «Питер», «Мне с тобой не ходить», «Здание красят», «Пришли чужие», «Доброволец», «Я уйду так же тихо», «Сказка», «А что-то прожито…», «Солнце погасло», «Ангел, ангел», «В твою честь», «Когда устанешь», «Все сначала», «Мой путь», «Ты — пламя живое», а в самом финале концерта, «на бис», прозвучали любимые народом «Осеннее шоссе» и «Белая песня». Каждая из песен была воспринята публикой с теплом и участием, а Светлана, в свою очередь, на протяжении всего выступления несколько раз щедро одаривала зал воздушными поцелуями.
 
В этот раз группа отошла от своих правил еще и в плане общения с публикой. Во время концерта Света не стремилась разговаривать со слушателями, а всю себя отдавала музыкальным волнам и сценическому действу — одним словом, «в классики» она играла самозабвенно и с наслаждением. Зато в самом конце публику ожидали горячие, искренние и самые теплые слова благодарности не только от самой Светланы Сургановой, но и от Лии Давыдовны — родной матери исполнительницы. Такой поворот событий стал настолько неожиданным и трогательным, что у многих на глаза навернулись слезы, а зал буквально взорвался счастливыми аплодисментами. Наверно, в этом и есть главная особенность концертов «Сургановой и оркестра»: все здесь какое-то до слез теплое и нежное, настоящее и родное. Независимо от формата выступления, будь то камерный концерт, где Светлана поет тихо и вдумчиво, или зажигательное выступление в духе классического рок-концерта, или грандиозный концерт-шоу, где все музыканты дружно играют шутливый спектакль — энергетика Светиных выступлений всегда одинаково тепла, светла и позитивна. Новая программа коллектива оказалась совсем новой и необычной в плане концепции, но суть творчества Светланы Сургановой не изменилась и сохранила то главное, за что ее любят: ее стихи и песни — это обнаженная душа, это всегда удивительная красота, глубина, солнечность и особенная, чистая, безусловная любовь. Это то, что живет и, хочется верить, будет жить всегда, то, что заставляет нас тоже жить и чувствовать. И приходить на концерты «СиО» снова и снова.

Полина Смирнова, специально для MuseCube

Фотоотчет Юлии Мохнаткиной смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.