Не могли молчать!

Ряд полицейских машин, автозаки, ОМОН – такая обстановка царила на прилегающей в Главклабу территории 9 сентября. В воздухе пахло опасностью, а под крышей начинался концерт в поддержку Pussy Riot и других политзаключенных.

Его проведению предшествовали прокурорская и пожарная проверка клуба, решение организаторами сложных вопросов с полицией и администрацией района. До последнего момента не было полной уверенности в том, что концерт состоится и пройдет без происшествий. Возможно, в том числе и по этой причине, народу в зале было немного. По некоторым оценкам, было продано от 600 до 1000 билетов, и это несмотря на состав участников, многие из которых всегда собирают аншлаги.

Вела концерт руководитель петербургского отделения «Объединенного гражданского фронта» Ольга Курносова. «Свободу политзаключенным» — произнесла она, и этот лозунг многократно повторялся в течение всего вечера.

Первыми на сцену вышли адвокаты Pussy Riot – «В нашей стране есть политзаключенные, и они сидят в сырых и холодных темницах», — сообщили они и поблагодарили петербургскую полицию, встретившую их автозаками.

Юрий Шевчук выступал в первой части концерта. Вспомнив концерт «Рок против террора» в 1992 году и сказав, что «прошло 20 лет и ничего не изменилось…», он с горькой улыбкой заметил, что, возможно, ДДТ скоро будет играть только по клубам. Юрий Юлианович исполнил «Церковь без крестов», заметив, что «милосердия и любви больше не стало».

«За тобой пришли» и «Повелитель мух» логично укладывались в канву сегодняшних событий. Продолжив «Кукушкой» Виктора Цоя, он отметил: «Я не знаю, где был бы Цой сегодня, если бы был жив, но, может быть, и с нами». Тема свободы – одна из важнейших в творчестве ДДТ, и финалом его выступления стали «Напиши мне напиши» и «Песня о свободе».

О милосердии говорила и Лариса Дмитриева, член оргкомитета в поддержку Pussy Riot. «Мы все потенциальные политзаключенные», — говорила она и читала стихи Булата Окуджавы, которые как нельзя лучше подходили для этого момента:

Прости его, мама: он не виноват,
он себе на душу греха не берет  —
он не за себя ведь — он за весь народ.

В тот вечер на сцене было много продолжателей бардовской традиции Булата Шалвовича. Нечасто их можно увидеть на одном концерте с рок-музыкантами. Удивительно, что в наш век современных технологий, человек с гитарой способен находить живой отклик зала. Яркий тому пример – Кирилл Комаров. «Мы живем в удивительное время: поднял голос в защиту здравого смысла, а оказывается – уже занимаешься политикой», — поделился он своими мыслями, —  «Жестокость власти заставляет все больше почувствовать вкус свободы». Он спел всего две песни, но их сила была столь велика, что аплодисменты  долго не стихали.

На сцене — Михаил Борзыкин. Один из идеологов фестиваля поделился со зрителями проблемами при его подготовке, заключавшихся в своеобразных «изгибах сознания российского менталитета». Творчество Телевизора много лет радикально настроено к государственной власти, и каждая из песен – открытый вызов власти.

Музыкальный продюсер Александр Чепарухин, рассказал  о переписке с мировыми звездами – Питером Габриелем и Полом Маккартни. По его мнению, привлечение мировой общественности необходимо, поскольку «достоинство человека важнее, чем ложно понятый престиж государства». Кроме того, он признал, что Pussy Riot постепенно становятся мировыми звездами.

Кстати, необходимо отметить, что на их символике уже сейчас зарабатывают неплохие деньги за модные нынче майки.

Журналист Дмитрий Губин, также присутствовавший на этом мероприятии, сравнил известный всем суд с процессом над Иосифом Бродским и зачитал письмо от скандально известного британского писателя Салмана Рушди, в котором поэт восхищался смелостью участниц панк-группы. Неожиданно, на концерте незримо появляется Ксения Собчак. Обратившись к собравшимся по телефону, она сожалела, что не может быть в родном городе, поскольку в это же время обсуждала эту тему в эфире телеканала «Дождь».

Рэп-группа Бригадир, не привыкшая к большим аудиториям, заявила, что они, как анархисты, «выступают против тюрем, которые не исправляют, а лишь калечат». «Каждый человек может говорить все, что угодно, но это может не нравиться другим». Произнесенных ими красивых слов было много, однако их творчество вызвало некоторые вопросы в музыкальном плане.

Парадоксально, но юмору, хоть и саркастическому, также нашлось место в этот вечер. Лучше всего это продемонстрировали Вася К. и Михаил Новицкий.

Импровизированное трио «Три толстяка» во главе с Андреем Тропилло, исполнив антиклерикальную песню, творило на сцене что-то невообразимое, больше похожее на музыкальную самодеятельность. Не отставали от них и Дмитрий Шагин с Владимиром и Людмилой Рекшан. Легендарный «митёк», выступал в балаклаве из тельняшки, а  неожиданно собравшийся коллектив спел революционную «Дан приказ ему на Запад» и «крейсер Аврора», правда с более подходящими для данного случая словами.

Громко и мощно П. Т. П. В. выкрикивали слова песен, больше похожие на лозунги, а лидер группы Леха Никонов братался с фанатами, стоящими в первых рядах.

«Глеба!» — не слишком трезвые поклонники творчества требовали музыканта еще в начале вечера.  Наконец, их мечта осуществилась, и на сцену вышел Глеб Самойлов. «Мы с Лехой Никоновым посоветовались, и решили сегодня в тюрьму не садиться – билеты на поезд пропадут» — мрачно пошутил он, и готично, но камерно (акустика все-таки!), исполнил несколько своих песен.

По мнению Петра Верзилова, мужа Надежды Толоконниковой, концерт стал «панк-молебном для всей России». Чем-то его слова были правдой, тем более, что один из музыкантов, Атморави, исполнил скандальным девушкам свою песню, а по мнению Александра Заславского на концерте собрались «лучшие люди, которым не все равно».

Впрочем, с каждым часом, публики становилось все меньше, и к финалу вечера защитников свободы оставалось совсем немного. После выступления хэдлайнеров их ряды сильно поредели, и в зале оставались лишь поклонники групп Электрические партизаны и Разные люди. Первые заявили о своей поддержке не только политзаключенных, но и художников-перфекционистов, работающих на стыке жанров. Как анархист, Вадим Курылев выступает против любой власти, в том числе клерикальной, что отражается в его творчестве. «Жить без власти» и «Протестуй и сражайся» — названия песен говорят сами за себя.

«Ворон» и «Страна» в исполнении Александра Чернецкого завершили вечер, и в этих пронзительных песнях сказано все и о нас, и нашей истории, и о нашей стране.

Нельзя не отметить, что концерт, хоть и длился почти четыре часа, пролетел незаметно. И еще — это был тот редкий случай, когда музыка не мешала словам, а публика не требовала незамедлительного исполнения песен. Зрители внимательно слушали размышления музыкантов не столько о Pussy Riot, сколько о сложившейся ситуации в стране. Было сказано много слов о политике, о государстве, о системе ценностей и проблемах нашей страны. Рано или поздно об этом задумывается каждый из нас.

А после концерта, по официальным данным, полиция все-таки умудрилась задержать четырех зрителей. Выйдя из клуба, они попытались перейти дорогу на красный свет. Им выписали штрафы и отпустили.

Валентина Казакова, специально для MUSECUBE

Фотоотчет Юлии Левченковой смотрите здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.