Нюансы, оттенки, контрасты — как Archive учили петербургскую публику воспринимать звуки

У британского коллектива Archive весьма странная судьба — выпустив в 1996 году альбом «Londinium», позже признанным каноническим в жанре трип-хоп, музыканты так и остались в тени Portishead, Massive Attack и Tricky. Ярлык трип-хоп приклеился к Archive, кажется, навечно, что является еще одним парадоксом. Если детально разбирать последующие релизы группы, то станет ясно, что музыканты больше тяготеют к прогрессивному року и экспериментам со звуком. У себя на родине, в Англии, Archive считают эдакими чудаками, что, впрочем, не мешает Тому Йорку и Дэвиду Гилмору восхищаться их творчеством. Совсем по-другому обстоят дела в Европе и в частности во Франции, где всегда ценили утонченный стиль и разного рода эксперименты. С недавних пор музыканты открыли для себя и Россию, успешно выступив здесь в прошлом году. И когда верстался тур в поддержку нового альбома «The False Foundation», у менеджмента группы не было сомнений в том, чтобы включить концерты в Петербурге и Москве в итоговый список тура.

10 июня публика неспешно стекалась в клуб «Зал Ожидания», чтобы встретиться с неизвестностью. В зале царил полумрак, а на разогреве выступил… Том Йорк. Правда, в записи, так как лично Том в Россию вряд ли когда соберется. Но не в этом суть, главное, что музыка Radiohead отлично подошла для ожидания основного действа, настраивая публику на нужный лад.

Музыканты Archive появились на сцене около девяти вечера, начав с длительного вступления, во время которого за их спинами начал отрывисто мерцать огромный экран, залитый ярко-красным светом (подобные «фишки» на своих шоу также любят использовать Massive Attack). Первыми прозвучали новые композиции «Driving in Nails» и «The False Foundation», которые позволили оценить потенциал концертного состава группы, который был весьма обширен — два гитариста, два клавишника, барабанщик, а также два вокалиста, периодически играющих на перкуссии и гитаре. Таким серьезным составом может похвастаться далеко не каждая группа. Это кажется еще более удивительным, учитывая тот факт, что изначально Archive был проектом двух человек — Дариуса Килера и Дэнни Гриффитса, все остальные участники коллектива, так или иначе, привлекались на временной основе. По словам Дариуса Килера, новые музыканты привносят свежие идеи в музыку, поэтому в обширной дискографии Archive не найти двух одинаковых по звучанию альбомов. Музыканты находятся в постоянном поиске новых звуковых форм, и наблюдать вживую за этими экспериментаторами — несравненное удовольствие!

Что сразу отмечаешь на концерте Archive — это игру на контрастах. Спокойную, даже медитативную композицию мог сменить индастриал, когда музыканты создавали настоящую стену звука, затем вновь наступал спад и погружение в сомнамбулическое состояние, из которого выводил очередной «взрыв»… Под стать музыке был и видеоряд, который вкупе с освещением являлся логическим продолжением той или иной композиции, «подсвечивая» эмоции музыкантов на сцене.

Главным отличием от прошлогодних концертов стало присутствие вокалистки Холли Мартин, чей томный вокал стал настоящим украшением вечера. Однако нужно отдать должное и штатным вокалистам в лице Полларда Беррье и Дэйва Пена, которые взяли на себя основную часть шоу, а когда их вокальное участие не требовалось, они с легкостью переключались на музицирование, играя на перкуссии и гитаре. По сути, каждый участник Archive — это еще и мультиинструменталист, иные здесь надолго не задерживаются.

Музыканты не стали перегружать сетлист новыми вещами, сыграв из «The False Foundation» только четыре композиции. В остальном же прозвучал материал из более ранних альбомов: «Bullets», «Controlling Crowds», «You Make Me Feel», «Violently», «Kid Corner», «Numb» и знаменитая благодаря каверу от самих Placebo «Fuck U».

После концерта Archive осталось стойкое впечатление, что их лайвы — это не про шоу, и уж точно не про развлечение. Это самый настоящий эксперимент для подготовленной публики. Музыканты приучают своих слушателей различать детали, прислушиваться к нюансам, улавливать и реагировать на малейшие изменения композиции. Они словно одержимые экспериментаторы, наглядно демонстрируют технические возможности современной аппаратуры и инструментов вкупе с возможностями человека, его полетом мысли и вдохновением. И тот результат, который получается в итоге и воплощается в музыкальном произведении, не может не удивлять.

Творческий костяк Archive составляют настоящие гении, которые не желают выходить в мейнстрим и сознательно упрощать свою музыку, делая ее доступной для широкого круга слушателей. Они чувствуют, что заняли свою нишу, в которой им комфортно, и делают то, что считают нужным. Ибо есть вещи намного более ценные, чем деньги. Это и есть настоящее творчество.

Игорь Фоломеев, специально для MUSECUBE
Фотоотчет Игоря Прокопьева смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.