O Fortuna, velut luna statu variabilis

O Fortuna velut luna statu variabilis
Использована фотография из официального сообщества Анненкирхе вконтакте

Фортуны колесо вертеться не устанет:
низвергнут буду я с высот, уничиженный;
тем временем другой — возвысится, воспрянет,
все тем же колесом к высотам вознесенный.

 

Внутреннее пространство лютеранской церкви имени святой Анны, Анненкирхе, немного пугает впервые пришедшего многочисленными  следами пожара. При более тщательном рассмотрении это пространство оказывается очень уютным  и комфортно организованным – всё как в пословице, — «Встречают по одежке, а провожают по уму». Только провожать совсем не хочется, наоборот, тянет вновь и вновь встречаться. Тем более, что поводов к этому предостаточно. Непредсказуемая Фортуна возродила из пепла – в прямом смысле – здание церкви, и в XXI веке устроила всё в ней наилучшим образом. Церковная община в последние дни октября праздновала свое 240-летие, в честь чего под куполом, в полутьме главного зала, появилась огромная луна. Под нею проходили различные мероприятия – так, впервые в Анненкирхе прошла лекция об Анненкирхе. Также впечатлил концерт ансамбля ударных, исполнявших Canto ostinato. «Песня упрямая» (букв. перевод) была настолько упряма, что звучала без малого три часа, и многим слушателям оказалась не по плечу. Однако те, кто её дослушал до конца, были вознаграждены состоянием, близким к катарсису.

 

5 ноября на сцене Анненкирхе состоялось завораживающее исполнение легендарной кантаты «Кармина Бурана» для хора, солистов и симфонического оркестра, написанной немецким композитором Карлом Орфом. Это самое известное его сочинение, прочно устоявшееся в золотом фонде популярного классического репертуара. Орф представлял свое произведение сценическим. Сценическая кантата – это, прежде всего, зрелище, мистерия, где сочетается слово, музыка, балет, вокал. Помимо звукового воздействия, автор продумал оригинальное оформление сцены – в течение всего часа, что шло представление, на сцене должно было вращаться огромное колесо, которое повергало публику в трепет. Эту идею сохранили создатели мультимедийных декораций в Анненкирхе, спроецировав их на фоне опаленного пожаром полотна кинотеатра «Спартак».

 

На 83-м году своей творческой жизни кантата (а написана она в 1936 году) не только не исчерпала своих ресурсов, но наоборот, приобрела что-то новое. Картинность, заложенная в музыке, выплескивалась через край во время исполнения первого, самого известного номера:

 

O Fortuna

velut luna

statu variabilis,

semper crescis

 

Здесь и мистика, и приковывающее своей монументальностью зрелище огромного количества исполнителей (оркестр, хор), звучащее одним пульсом, и огромное вращающееся колесо – хотя оно и не осязаемое, лишь инсталляция – но эффект создавался потрясающий.

 

«В мире нет ничего вечного, и человек — лишь игрушка в руках капризной судьбы, символом которой является вращающееся колесо фортуны…». Огромная палитра настроений, заложенная в кантате – здесь и ликование, и трагизм, и пародии, – словом, всё, чего хватает с избытком в любой человеческой жизни. За полтора часа словно пронеслась перед глазами чья-то судьба. Думается, что в этом и есть скрытый смысл – судьба человека и Судьба-фортуна как символ совершающихся событий – тесно переплелись в музыке кантаты, одно без другого не может существовать. Колесо Фортуны продолжает свое движение, а это и есть жизнь – необыкновенная, у каждого своя. И любой человек волен сам выбрать, быть ли ему игрушкой в руках капризной судьбы, или взять над ней верх и начать самому творить свою Судьбу.

 

Лилия Позднякова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.