Один необычный вечер или во власти чувств и звуков

Ставший ежегодным Фестиваль Российского национального оркестра — праздник для слушателей и истинных меломанов, поскольку он всегда радует зрителей «изюминками» в своих программах – начиная от редко исполняемых композиторов (например, Ральфа Воана — Уильямса),- и заканчивая целым фейерверком солистов – звезд мировой академической сцены. В этом году фестиваль отмечает свой юбилей. Он проходит на сцене Концертного зала им. П.И.Чайковского уже в пятый раз, поэтому в этот раз к фестивалю приковано особое внимание.

pletnev1На V Большом фестивале Российский национальный оркестр отдавал дань памяти знаменитому композитору Араму Хачатуряну – в этом году отмечается 110 лет со дня его рождения. По такому случаю молодым, но уже опытным французским дирижером Аленом Альтиноглу был дан моноцикл из двух концертов 19 и 20 сентября. В концерте 19-го сентября солировала известная немецкая скрипачка Изабель Фауст и прозвучал знаменитый «Танец с саблями», была исполнена сюита из балета «Гаянэ», а также сюита из балета «Спартак».

Концерт 20-го сентября по всем меркам должен был стать если и не самым интересным, то уж точно очень значимым событием фестиваля. Тому было две причины: во-первых, звучали известнейшие вещи – сюита из музыки к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад» (своеобразное приношение Хачатуряну) и «Концертная фантазия для фортепиано с оркестром соль мажор» П.И.Чайковского. Также в программе была заявлена достаточно редко исполняемая сюита № 2 Мориса Равеля из музыки к одноактному балету «Дафнис и Хлоя». Вторая причина интереса к этому концерту – исполнение «Концертной фантазии» с заявленным солистом Михаилом Плетнёвым, прервавшим свое молчание и вернувшимся в декабре прошлого года к фортепианной карьере на радость преданным поклонникам своего творчества.

Билетов на этот концерт не было уже за месяц до начала фестиваля, людей, спрашивавших лишний билетик на входе, толпилось огромное количество, а в самом концертном зале буквально яблоку было негде упасть. Гости концерта, среди которых были Ирина Антонова, Ирина Прохорова, музыкальный обозреватель Сергей Ходнев, а также мама Михаила Плетнёва Ольга Дмитриевна ждали главного события — выступления Михаила Васильевича.

Первое отделение концерта было целиком посвящено оркестровой музыке — Хачатуряну и Равелю. Не дав до конца отзвучать приветственным аплодисментам, Альтиноглу быстрым движением палочки начал концерт со всем известного «Вальса» из музыки к спектаклю «Маскарад». Арам Ильич Хачатурян говорил, что для музыки нужны «страсть, ясность и чистота мысли». Пятичастная сюита в исполнении Альтиноглу и РНО продемонстрировала правоту этого утверждения в полной мере: сюита получилась по-восточному темпераментной и страстной, а потрясающие скрипичные соло концертмейстера Алексея Бруни довершили картину, добавив в произведение лирики. Зрители единодушно отметили бурными аплодисментами замечательную работу духовой секции оркестра. Ален Альтиноглу – необычный дирижер для восприятия. У него широкий размашистый жест, он пританцовывает при дирижировании. Московской публикой такое поведение было принято на ура. Да и сам дирижер, казалось, был покорен устроенным приёмом и теми овациями, которыми он был награжден. Немалую роль в этом сыграло проникновенное и удивительно лиричное исполнение сюиты из балета «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля. Интерпретация Равеля казалась сродни кружеву — тонкому и нежному. Здесь безоговорочно блистал флейтист Максим Рубцов, получивший свою долю аплодисментов.

altinogluЕсли первое отделение у некоторых зрителей ещё могло вызвать какие-то вопросы, то второго отделения ждали даже самые заядлые скептики. Все знали, что Плетнёв и Чайковский — это особое сочетание. Редко у кого из отечественных музыкантов встретишь такое почтение к музыкальному наследию Петра Ильича, как у Михаила Васильевича. Каждое произведение Чайковского (неважно, в какой форме оно написано и для какого состава) Плетнёв буквально проживает заново, наполняет новым духовным содержанием, хотя все это уже давно сыграно им по нескольку десятков, а может и сотни раз. И каждый раз из исполнения получается бриллиант, что-то необычное, а главное — новое и принципиально непохожее на остальных произведение и его особая, «плетнёвская» трактовка. В довольно маленькой, «скроенной из остатков», по словам брата композитора Модеста, Концертной фантазии для фортепиано с оркестром Плетнев продемонстрировал прекрасную форму, доказывая всем, что семь лет молчания никак не повлияли на фирменный стиль Плетнёва-пианиста. Он всё так же виртуозен в пассажах, как обычно, сдержан в эмоциях, и полностью отдается произведению. Фантазия исполнялась Плетнёвым наизусть, без нот. Что важно, молодой дирижер Альтиноглу очень бережно и уважительно отнёсся к солисту – Плетневу, предоставив ему полную свободу и почти не мешая солировать. Лишь в некоторых моментах оркестр немножко заглушал рояль. Концертная Фантазия получилась монументальной по звучанию, но, в то же самое время, лёгкой, благодаря Михаилу Васильевичу и прекрасной работе оркестра, а главное — совершенно не похожей на запись 1991 года, где партнёрами Плетнева были Большой симфонический оркестр им. Чайковского под управлением прославленного Владимира Федосеева. В целом зрители безоговорочно приняли выступление Плетнёва, о чем свидетельствовали овации и бесчисленное количество цветов от поклонников. Также отдельных аплодисментов был удостоен не только дирижер, но и концертмейстер группы виолончелей Александр Готгельф, исполнивший великолепное соло в первой части Концертной фантазии.

Когда человек встречается с высоким искусством, в нём автоматически пробуждается всё лучшее и прекрасное, что заложено внутри. Концерт Российского национально оркестра и Михаила Плетнёва лишний раз доказал, что главная цель искусства — это дарить гармонию и приближать обычных людей к самому сокровенному, что есть в мире. Судя по реакции зрителей (у некоторых даже были видны слезы), творческому союзу Альтиноглу – РНО – Плетнёв это удалось. И зрители это оценили. У многих концерт оставил состояние счастья и гармонии, а это — главное.

Екатерина Новикова, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.