15 октября в Петрикирхе в рамках Фестиваля органной музыки состоялся V концерт «Музыкальная география Европы: от Франции до Эстонии». Фестиваль, благородная цель которого – объединение музыки разных эпох и национальных традиций, в течение октября собирает в стенах старинной лютеранской церкви лучших иностранных органистов. Зрители уже могли насладиться замечательной игрой музыкантов с разных континентов – здесь и Япония (Хироко Иноуэ), и США, штат Индиана (Коллин Эндрюс), и Франция, Шампань (Жеро Гийемо), и географически близкая Петербургу Финляндия (Томи Сатомаа).
Через все концерты фестиваля красной нитью проходит музыка Иоганна Себастьяна Баха, а часть программы каждого из исполнителей посвящена музыке национальных авторов. Так, вечером 15 октября в исполнении Ааре-Пауля Латтика прозвучала музыка французских и эстонских композиторов. Ааре-Пауль Латтик – лучший органист Эстонии, обучавшийся органному мастерству во Франции, магистр музыковедения, преподаватель Эстонской Академии Музыки. Одна из композиций вечера, «Юмореска Relaver Totentanz», принадлежит самому исполнителю.
Концерт открылся музыкой Шарля Турнемира, а именно, его произведением «Парафраз Карильон» из сборника «Мистический орган». Содержание сборника связано с ежевоскресной католической литургией, и немудрено, ведь сам Турнемир считал, что музыка, не восхваляющая Бога – бесполезна. Далее прозвучало сочинение композитора, каждое произведение которого, да и вся его жизнь – это благодарение и славословие Бога. Иоганн Себастьян Бах, великий мастер полифонии, который жил в XVII-XVIII веках и, будучи церковным органистом в нескольких соборах родной Германии, навечно пополнил своей музыкой фонд шедевров мировой классики. Прозвучавшая Фантазия и фуга c-moll не прекращает привлекать внимание исполнителей и композиторов – так, уже в ХХ веке британский композитор Эдвард Элгар создал свою оркестровую редакцию данного органного произведения. И вправду, когда слышишь мощный органный звук, рождаются ассоциации со звучанием огромного симфонического оркестра.
Следующая «глава» концерта была посвящена музыке современных эстонских композиторов – «Спектрум I» Эркки-Свен Тююра (род. 1959) и упоминавшаяся ранее «Юмореска Relaver Totentanz», в авторском исполнении Ааре-Пауля Латтика (род. 1970). В завершение прозвучала Органная сюита французского композитора ХХ века Мориса Дюрюфле — ученика Шарля Турнемира, который вместе с ним является одним из последних выдающихся представителей французской органной школы, основанной Сезаром Франком. Таким образом, французская музыка в этот вечер сформировала пространство и создала почти видимую архитектурную стройность, сравнимую с классической симметрией дворцов, или регулярных парков.
Фестиваль органной музыки в Петрикирхе достиг своей середины и продолжает уверенное движение к своему завершению. Мы приглашаем зрителей на грядущие концерты, среди которых творчество польских, английских, русских композиторов, и желаем приглашенным исполнителям хорошей акустики и благодарных слушателей.
Лилия Позднякова специально для Musecube
Добавить комментарий