От «СП Бабая» до «Маленького принца»

Театр Мастерская второй год подряд проводит фестиваль «Школа. Студия. Мастерская» в Петербурге. В этом году фестиваль был посвящен памяти Дмитрия Владимировича Брусникина – артиста и режиссера, руководителя актерской мастерской в Школе-студии МХАТ, художественного руководителя театра «Практика». С 4 по 15 декабря город в общем и Мастерская на Народной в частности стали местом притяжения и творческого развития для театров, близких по духу, в которых сохраняется принцип студийности. В фестивале приняли участие Санкт-Петербургский театр «Мастерская», Мастерская Петра Фоменко (Москва), Театр Парафраз (Глазов), Независимая театральная компания «Brite theatre» (Англия), Театр Суббот (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургский городской театр, Театр «У моста» (Пермь), Независимая театральная компания «N-Studio» (Италия), Театр Credo (Болгария), Большой театр кукол (Санкт-Петербург), Небольшой драматический театр (Санкт-Петербург), Театр «Практика» и мастерская Брусникина (Москва), Молодёжный театр на Фонтанке (Санкт-Петербург) и «Театр вкуса» (Москва). Независимая театральная компания «Brite theatre» представила моноспектакль «Ричард Третий» по Уильяму Шекспиру, поставленный режиссером Кольбруном Бьортом в 2014 году. Его премьера состоялась в 2015 в Праге в рамках фестиваля «Prague Fringe», где спектакль получил награды во всех представленных номинациях. В 2018 спектакль приехал в Петербург, чтобы открыть для местных зрителей своего Шекспира. Ричард III – это моноспектакль, где главная роль отдана актрисе Эмилии Кардинг, облаченной в мужской деловой костюм. На сцене из декораций – офисное кресло, заменяющий трон, бутылка вина да с десяток стульев. На первый взгляд, довольно странный выбор, но идея спектакля становится ясна, едва все зрители занимают места в зале. Стулья пустуют недолго, ведь Эмилия вытаскивает из зрительного зала персонажей – окружение Ричарда, которые занимают пустые места. На стульях – таблички, и понять свою роль довольно просто. Принять участие в спектакле может каждый, единственное условие – знать английский язык, чтобы можно было вступать во взаимодействие с королем Ричардом. Итак, роли распределены, понятие «четвертой стены» в спектакле не существует в принципе, ведь режиссер позволяет зрителям куда больше, чем простое присутствие на сцене – он дает право голоса, право взаимодействия с актрисой.  Сложно удивиться тому, что роль обезображенного Ричарда отдана женщине, но тяжело было представить, как она может воплотить эту идею. Король в исполнении Эмилии Кардинг в меру ироничен, зол и властолюбив. Если в первые несколько минут ты видишь перед собой актрису, которая играет по пьесе Шекспира, то по прошествии времени это впечатление полностью подменяется тем, что на сцене перед нами король Англии – Ричард III, который погружен в интриги с целью получения короны и трона. Офисный стул в образе английского трона – священный Грааль, цель жизни, вокруг которого, будто коршун, кружит Ричард, не позволяя другим персонажам даже приблизиться к нему. Моноспектакль идёт час с небольшим, но за это время история успевает развиться и логически завершиться смертью главного героя. Несмотря на то, что сюжет постановки знаком еще со школьных времен, ощущение соучастия и сопереживания Ричарду до последнего момента оставляет слабую надежду на то, что всё закончится хорошо. Эмпатия к главному герою – самое удивительное ощущение, с которым можно с этого спектакля. Малоприятный исторический персонаж средневековой Англии внезапно, через превосходную актерскую игру Эмилии Кардинг, оживает на сцене. Он сходит со страниц книг и становится живым человеком, которого понимаешь, и которому сопереживаешь.  Король Ричард развлекает вас, шутит, хохмит, заискивает – всё ради зрелищ, ради зрителя. Всё это насмешка – смейтесь, развлекайтесь, но выживете ли вы? Не вонзят ли вам предательски кол в спину? Головы летят с плеч, жизнь продолжается, короли меняются, время идёт, история перемалывает в своих жерновах судьбы великих и простых людей, самые выдающиеся их которых попадут на театральную сцену. God save Richard, England’s royal king!
Фото Александры Смирновой

17 декабря петербургскому музыканту, актёру, общественному деятелю и во всех отношениях интересному человеку Михаилу Новицкому «стукнуло» 55. Наверное, в этот день он получил в соцсетях и по телефону множество поздравлений. Однако основные торжества прошли тремя днями позднее, 20 декабря, в просторном зале ДК имени Газа. Там Михаил представил зрителям свою юбилейную программу «Зорко лишь сердце одно». Столь внушительная площадка была выбрана не зря: вряд ли хоть один клуб Питера вместил бы всех желающих.
Его творческая биография начиналась в уже невероятно далёком 1985 году, когда юный Миша Новицкий переехал в Ленинград из Казахстана и поступил в театральный институт. В 1989-м он создал свою первую группу «Автобус», а спустя ещё несколько лет свой нашумевший коллектив «СП Бабай». И хотя Новицкий родился не в Петербурге, без него наш город уже сложно представить. Более десяти лет Михаил проводил под Питером фестиваль авторской песни «Лампушка». Участвовал в экологических акциях и был их неутомимым организатором. Да и политические свои взгляды – оппозиционные – Михаил никогда не скрывал. В последние годы работает ещё и театр Михаила Новицкого, поставлено уже несколько спектаклей, и самый популярный у зрителей, пожалуй, «Наш Высоцкий».
А ещё Миша и художник, и писатель – автор замечательных добрых сказок. Надо ли удивляться, что человека, воплощающего в себе столько талантов и ипостасей, пришло поздравить ну и, конечно, увидеть и услышать новую программу, так много людей?
Первое, на что все обратили внимание ещё до начала концерта, – оформление зала. Под сводами ДК имени Газа раскинулась целая галактика. Намечалось явно что-то необычное. Два года назад состоялась премьера новой постановки театра Михаила Новицкого, музыкального спектакля «Маленький принц» по мотивам повести-сказки Антуана де Сент-Экзюпери, в котором принимают участие юные актёры – ученики Михаила. Но неужели вместо концерта зрители увидят спектакль?
Оказалось всё куда хитрее и интереснее: праздничное действо представило собой некий симбиоз из юбилейного концерта и сцен из «Маленького принца». Юные и взрослые актёры, а главную роль — собственно маленького принца, сыграла, как это ни удивительно, девочка, Вероника Рязанцева, уступали место на сцене музыкантам. «Золотой состав «СП Бабая» и «Оркестра Зелёной Волны» — так охарактеризовал сам маэстро свой расширенный в этот вечер коллектив. А именно: Роман Мурашко (электрогитара), Валерий Рохварг (баян), Сергей Сивицкий (бас), сразу два ударника – Илья Ивахнов и Игорь Черидник, перкуссионист Иван Чехлаевский, талантливая вокалистка Яна Мария, исполнявшая женские партии в песнях.
Одна-две песни, конечно же, из числа самых любимых публикой, и снова кусочек спектакля. Сразу несколько ролей взял на себя Александр Капустьянов, остальные сыграли юные актеры Женя Бабурина, Диана Кузнецова и Кирилл Рязанцев, а также не очень юный, но очень убедительный в роли пьяницы бард Сергей Крымов. И надо ли говорить о том, что все музыкальные номера, прозвучавшие в рамках спектакля, также написаны и поставлены Михаилом? В том числе, и песня «Зорко лишь сердце одно», давшая название концерту. А «космическое» оформление зала – плод трудов питерской художница Аси Дюдяевой.
В какие-то моменты со сцены уходили все, кроме юбиляра, и Миша читал свои стихи. Это было потрясающе ярко, весело и артистично. Возможно, из-за обширной театральной части залу не хватило песен. Слишком многое, что не поместилось в программу концерта, ещё хотелось бы услышать. И под конец прозвучало всё то, что публика обычно поёт хором: и хит рок-фестивалей «С кокардой в голове», и давно и прочно вошедший в репертуар Новицкого «Корсар» Владимира Высоцкого.
Совсем уж под занавес, когда Михаил представлял свой такой внушительный в этот вечер коллектив, оказалось, что его юные подопечные из театральной студии «Лампушка» приготовили ему в подарок песню. Дети, которых высыпало на сцену гораздо больше, чем участвовало в спектакле, буквально облепили музыканта. И такая в этом почувствовалась преемственность поколений – маэстро и его ученики! После официальной части Михаила буквально засыпали цветами и подарками, а потом он ещё долго раздавал автографы и фотографировался со всеми желающими. Новицкий попрощался со зрителями до 25 января, когда, в день рождения поэта, состоится музыкальный спектакль «Наш Высоцкий».

 

Александра Смирнова, специально для MuseCube.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.