Параллели и меридианы по-сукачёвски

Ровно неделя минула с тех пор, как 24 февраля посетителям московского концертного клуба YotaSpace представилась ещё одна возможность услышать и увидеть воочию легендарную Бригаду С, неожиданно возрожденную осенью 2015 года. И вот теперь, когда эмоции немного улеглись, самое время поразмышлять, что же такое Бригада С тогда и теперь, и с чем её едят.

Пять факторов Бригады С
Много лет назад группа была придумана и создана Гариком Сукачёвым и Сергеем Галаниным в общаге Липецкого культпросветучилища. Тогда, в конце 80-х, сама концепция Бригады С порвала мозг и неокрепшую психику потенциальных слушателей. Бригада С — явление, возникшее на шатающемся фундаменте советской страны, когда рушились устои, когда возникла свобода, временами переходящая во вседозволенность, когда вдруг стало можно то, что долго было нельзя, когда было модным всё, что «фирмА», и не модным то, что «рАшка». Спустя несколько лет фундамент окончательно развалился, а сколоченные наспех подпорки уже не могли удержать на плаву даже себя самих. Переживя страну на пару лет, Бригада С исчезла, как дым. Она просто растворилась, уйдя в небытие.

Бригада С — это эпоха + музыканты + стиль + репертуар + соответствующее звучание. Возможно ли в принципе всё это воссоздать? Эпоха ушла безвозвратно. Покинули этот свет и некоторые музыканты. А всё остальное? Стиль и звучание – вполне. А как же репертуар? Вроде, самое элементарное, но именно с ним происходит нечто непонятное. Казалось бы, максимальная доля песен из репертуара Бригады С в плей-листе – мечта любого старого фаната группы. Вместо этого из репертуара Бригады С на концерте в Yotaspace прозвучали лишь 7 композиций: «Я обожаю джаз», «Бродяга», «Человек в шляпе», «Белый колпак», «Скорый поезд придет», «Дорожная» и «Playboy». И ровно столько же песен, к которым музыканты обращались за последние год-другой, то есть явно отрепетированные, остались за бортом. Интересно, что в предварительном плейлисте даже этого конкретного концерта в Yotaspace, присутствовали и «Гады», и «Вальс Москва», но в итоге не прозвучали даже они. Помимо них вполне могли бы быть исполнены «Эксгибиционист», сыгранный за последние полтора года лишь единожды в ноябре 2015-го на концерте в Питере, и, по крайней мере, четыре кавера с альбома «Всё это рок-н-ролл»: «Have You Ever Seen The Rain», «По дороге разочарований», «Telephone Call From Istanbul», «Банька по-белому». Кстати, в начале бригадовского возрождения на первых концертах в Москве и в Питере доля старых песен в плейлисте была аж в два раза больше, чем спустя полтора года. Почему так? Изменилась концепция реюниона? Или, может быть, старые песни стали вытесняться другим материалом?

Сценические пятнашки
Начиная примерно с декабрьского концерта в Крокусе (а, может быть, и несколько раньше) изменилась конфигурация размещения музыкантов на сцене. Трёх или даже четырёхслойная форма осталась в прошлом. Теперь участники группы расставлены на сцене практически в две ровные шеренги, причём первая из них оказалась максимально разгружена. Вначале во вторую шеренгу была перемещена клавишница и аккордеонистка Лана Шеманкова. Затем тоже самое было проделано с саксофонистом, цимбалистом, флейтистом и аккордеонистом в одном лице Владимиром Тироном. Таким образом, первая шеренга теперь принадлежит исключительно людям с гитарами: бас-гитаристу Сергею Галанину, гитаристам Сергею Воронову и Дмитрию Варшавчику, ну, и, периодически берущему в руки то акустику, то электрику самому Гарику Сукачёву.

Кроме того, согласно своей «концертной роли» и партии периодически выходящий на авансцену Тирон перемещён с правого на левый фланг. Для чего это было сделано? Одно из предположений – для визуального уравновешивания Сергея Галанина, который является доминирующей фигурой на правом фланге и тоже выходит на авансцену.

Разгрузка первой шеренги позволила обеспечить размещение бэк-вокалистки Анжелики Марковой непосредственно на тех композициях, где присутствует её сольная партия, в пятне света на правой авансцене. Это, хоть уже далеко и не новинка, но совершенно точно удачная находка. Всё-таки группа бэк-вокалистов стоящая хоть и на подиуме, но во второй шеренге, не позволяла в должной степени воспринимать то, что они делают. В той же реинкарнации Бригады С, которую можно наблюдать последние полтора года, бэк-вокалу в лице Марковой отведена особая и при том очень заметная роль.

Следите за руками
Семантика и пластика выступлений Игоря Ивановича, на первый взгляд, хаотичные в своей эмоциональности, на самом деле связаны множеством связующих нитей, проходящих сквозь концерты всех последних лет, если не десятилетий.

Года 4 назад в пластике Сукачёва появилась отчётливая цыганская линия – характерные пассы руками, перемещения в полуприседе, развороты. Но лишь только дворовая компонента творчества стала более локализованавс концертах с оркестром «Кампанелла каменной звезды», в рок-н-рольном Гарике цыганщину стали вытеснять сначала движения а-ля «трусики бо-бо», а затем и вовсе перемещения прыжками, а также страсть к фланговым выходам на авансцену. Это, если кто не понял, совсем свежая тенденция буквально последних трех-четырех месяцев, начиная с концерта в Питере осенью 2016 года. Это далеко не сценопластика Бригады С, ближе всего к которой была как раз стилистика «трусиков бо-бо». То, что происходит сейчас,скорее подобно временам «Неприкасаемых» периода альбома «Неприкасаемые. Часть 2». Вспомните, как двигался Сукачёв на концертах той поры. Вспомните, выражение лица и движения Игоря Ивановича, когда в 1996-м, кажется, году он ехал на кабриолете во главе байкерской колонны. Значит ли это, что вероятный дрейф, о котором я писал в декабре 2016-го после посещения московского концерта Бригады С в Крокусе, продолжается? Кто бы знал. Но маркеры, тем не менее, становятся всё отчётливей. И, тем самым, всё загадочней становится судьба и, главное, содержание проанонсированного альбома Бригады С, выпуск которого заявлен на весну 2017-го. Пока публике представлены (в том числе на концерте в Yotaspace) лишь две новые песни – мощная «246 шагов» и совершеннейшая новинка «Танго Gitanes». Что важно, — обе песни ни разу не бригадовские: «246 шагов» ближе к Неприкасаемым, а танго – некий симбиоз дворово-цыганского Гарика периода альбома «Poetica». Очевидно, что группам свойственно меняться. Новое звучание, обновлённый репертуар и даже концепция – нормальная практика. Но именно это не даёт ответа на вопрос: каким будет новый альбом Бригады С.

Честная спираль
После распада группы надежды на восстановление коллектива практически не было, а появление в репертуаре Неприкасаемых песен Бригады С являлось скорее подарком истинным фанатам. Но всё в этом мире меняется. Гарик Сукачев любит всё большое: большие авто и мотоциклы, большие громкие концерты и масштабные проекты. Не чужд он и громких заявлений. Полтора года назад было объявлено, что Бригада С собирается ради двух концертов, посвященных 30-летию московской рок-лаборатории. А в итоге позади и участие в «Чартовой дюжине-2016», и даже большой всероссийский тур, каждый концерт которого сопровождали неизменные ажиотаж и успех. Выступление в Yotaspace не стало исключением. Несмотря на то, что не было ни мышиного френча на Гарике Ивановиче, ни задника с фирменным логотипом «Бригада С», концерт в Yotaspace оказался совершенно фантастическим, а аншлаг и гигантская очередь на вход в очередной раз подтвердили высокую востребованность Сукачёва, как музыканта и артиста.

Минувший московский концерт был заявлен как «последний московский концерт в истории Бригады С». Окажется ли он последним на самом деле? Да, кто ж его знает. Вполне может статься, что и нет. Не просто же так, уже прощаясь, Гарик невзначай обронил: «Может быть, когда-нибудь мы опять соберемся вновь для того, чтобы поиграть старые песни. В любом случае, я вам говорю откровенно, это было офигительно весело».

Лукавит ли, в таком случае, Игорь Иванович, когда заявляет, что концерт был последним? Да, ничуть. Ведь история, как известно, развивается по спирали. И всё, что будет происходить на следующем витке, и, уж тем более, на послеследующем, будет совсем другой музыкой, исполненной для других слушателей.

P.S. О Гарике Сукачёве писано-переписано вдоль и поперёк. Пережёвывать очередной раз концертные успехи Сукачёва – занятие неблагодарное, для этого есть и другие, гораздо более внимательные и усидчивые летописцы. Мне же хотелось попытаться обозначить в творчестве Игоря Ивановича его личные параллели и меридианы, порассуждать о том, что ждёт группу, куда она движется, что в творчестве на виду, а что не очень. Заранее предполагая возмущённые возгласы непонимания, хочу сразу оговориться, что сказанное — отнюдь не истина в последней инстанции, а всего лишь наблюдения и рассуждения, часть из которых, вполне могут оказаться ошибочными.

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Фоторепортаж Екатерины Головиной здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.