Подземные вибрации

С закрытием клуба «Da:Da» на Гороховой поклонники готической музыки, изотерического подполья и темной волны в один момент оказались «без прописки». Новую площадку для «шабаша» организаторы нашли весьма оперативно — для традиционных сборов людей в черном был определен клуб «Place». 8 февраля в его стенах состоялся первый концерт нового сезона. В программе были заявлены канадцы Nadja, а честь разогревать зарубежных гостей выпала Оцепеневшим.

Дуэт Nadja образуют Aidan Baker (гитара, вокал, электроника) и Leah Buckareff (бас-гитара). Их музыка представляет собой смесь дроуна, эмбиента и шумовой электроники, дополненная отстраненным вокалом. Канадцы весьма плодовиты — за год у них порой выходит несколько релизов, которые они выпускают на андеграунд-лейблах вроде Alien8 и Equation. В 2009-м году Nadja выпустили знаковую компиляцию «When I See The Sun Always Shines On T.V.», куда вошли кавер-версии на группы в диапазоне от A-ha до The Cure и Swans.

Оцепеневшие начали свое выступление с шумового эмбиента. По ходу представления звук постепенно обрастал «мясом», когда в дело вступал гитарист, вносивший в музыкальную палитру необходимую порцию шугейза и дроуна. Выступление музыкантов сопровождалось оригинальным видеорядом, что являлось существенной частью их перфоманса. Музыка являлась как бы продолжением визуального ряда. Перед слушателями разворачивались техногенные пейзажи, бесконечная ветка железной дороги, уходящая в горизонт, старые полуразрушенные здания… Романтика, одним словом. Оцепеневшие отыграли около часа и их выступление можно считать полноценным концертом, но никак не разогревом.

Во время перенастройки оборудования на сцену вынесли волшебный столик, буквально заваленный всевозможными примочками, блоками эффектов, сэмплером и прочими девайсами. Эйдан и Леа с гитарами наперевес заняли исходные позиции у этого стола, и концерт начался. Со стороны музыканты напоминали тихую семейную пару, готовящую поздний ужин, только в данном случае речь шла о приготовлении музыки.

Тяжелые, буквально режущие пространство гитарные риффы, пропущенные через вереницу примочек, формировали фирменный саунд группы. Медитативный дроун заполнял пространство клуба под редкие, но выверенные ритмы перкуссии и слегка оттенялся шумовой подложкой. Отдельные партии повторялись раз за разом, раскрываясь лишь в нюансах, что оказывало на слушателей ожидаемый медитативный эффект. Часть публики возле сцены удобно расположилась прямо на полу, погружаясь в эти звуковые волны.

Видеоряд представлял собой закольцованный видеоролик с крупным планом веток деревьев, листьев и цветов. Из-за обилия желтого цвета, наложенного фильтром, создавалась иллюзия поглощения огнем, что неплохо контрастировало с музыкальным настроем.

Nadja представляют собой отстраненный дуэт, исполняющий отстраненную музыку. Басистка Леа весь концерт провела спиной к залу, сосредоточившись на монотонных гитарных риффах. Эйдан же был всецело погружен в эксперименты с электронными девайсами. Публике оставалось лишь наблюдать за этим процессом, погружаясь в музыку.

Рев соло-гитары и давящий рокот баса формировали настоящую стену звука, заставляя тела резонировать. Дрожали даже стиснутые зубы. Как тут не вспомнить Swans с их шумовыми экспериментами? Nadja используют схожие приемы, заставляя публику почувствовать звук буквально кожей. Поначалу возникает естественное желание укрыться от мощной звуковой волны, затем возникает фаза привыкания, когда организм уже не воспринимает звук как угрозу. Третья фаза — это погружение и медитация, когда происходят очарование звуковым экспериментом и одновременно ментальные размышления, спроецированные на общий музыкальный настрой (здесь, однако, возможны индивидуальные варианты). Что же, ради таких экспериментов и стоит ходить на подобные концерты. Это, прежде всего, уникальный опыт.

Игорь Фоломеев, специально для MUSECUBE
Фотоотчет Юлии Левченковой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.