Полеты во сне и наяву

Музыкальная биография Кирилла Рихтера буквально похожа на сказку. К общению с музыкой на серьезных началах не располагало ни полученное высшее образование (Институт ядерной физики, а после – Британская школа дизайна), ни семейные обстоятельства. Но от настоящей судьбы молодому человеку уйти все же не удалось, и теперь его сочинения покоряют раз за разом все больше людей. В минувшее воскресенье Кирилл открывал своим концертом проект «Неоклассики», уютно расположившийся на водной сцене Зеленого театра ВДНХ.

Музыкальное образование Рихтер все же получил, окончив за год весь курс музыкальной школы. Однако в остальном продолжает считать себя самоучкой, а именоваться неоклассиком не хочет – считает, что эра эта завершилась в XX веке вместе с неоклассическими произведениями Прокофьева и Стравинского. Кириллу больше нравится характеризовать свое творчеством понятием «экспрессивный минимализм». И, кстати, к своему прославленному тезке – пианисту Святославу Рихтеру – наш герой не имеет никакого отношения.

Композиторско-исполнительскую карьеру музыкант начал несколько лет назад – публикации первых записей датированы 2014 годом, а вот настоящая популярность пришла к Рихтеру в прошлом году, когда парень признался себе, что теперь музыка – это главное дело его жизни. Дарование юноши заметила пресса, он стал делить сцену с прославленными современными композиторами (среди них, например, Хаушка, Людовико Энауди, Фабрицио Патерлини, Владимир Мартынов) и давать сольные – и при этом аншлаговые – концерты. Пока в активе Кирилла нет крупных форм, но в одном из недавних интервью он признался, что уже вовсю готовится и подбирается к масштабным оркестровым вещам.

А пока в Зеленом театре пианист и композитор представил двухчастную программу из своих ключевых произведений. К слову, интригу вечера задавали погодные условия: прогноз был почти что бескомпромиссен и обещал дождь (которого, к счастью, не случилось), но зрителям это не помешало. Они заполняли уютные скамейки, спасаясь от нелетней прохлады при помощи пледов и согревающих напитков.

Кирилл появился на сцене без объявления, поклонился и сел за рояль. С первых секунд стало понятно — это будет очень красиво. Строгий и собранный маэстро – в первом отделении клавиши господствовали единолично. Казалось, он сейчас не со зрителями на пруду, а где-то в своем мире звуков и полета. Да, к этому трудно подобрать слово лучше, чем полет – воздушное скольжение музыкальной мысли, за которой порой было не угнаться, так скоро менялся ход событий, будто калейдоскоп. Создавала свой атмосферу и окружающая действительность: над водой кружили птицы, плыли облака, где-то вдали иногда на секунды просыпался гром. Игрались вальсы из цикла Towards The Beloved City, произведения In Memoriam, «Механизмы», «Музыка Инкогнито» и другие сочинения. В коротких паузах Рихтер только и успевал вздохнуть перед очередной пьесой, согреть руки и дать им кратчайшую передышку – ветер с наступлением сумерек усиливался, но, как настоящего профессионала, Кирилла согревала искренность аплодисментов зрителей. Лишь однажды он позволил себе вернуться к реальности и обратить взор в зал. И по его губам (микрофона у музыканта не было) можно было прочесть обращенное к пришедшим «Спасибо!».
Во втором отделении к Рихтеру присоединились его коллеги Алена Зиновьева (скрипка) и Август Крепак (виолончель). В таком составе музыканты выступают на постоянной основе и уже успели стать хорошими друзьями за пределами сцены.

Теперь их трое, и все меняется. Фокус чуть рассеивается: начинается кинематографическое волшебство. То, что создавали в те минуты виртуозы и их инструменты, отлично подошло бы под панорамную съемку захватывающих дух пейзажей, для крупных планов героического похода или какого-нибудь фантастического сюжета. Кажется, даже зал был захвачен в «плен» поразительного по своей мощи звука и позабыл о своих делах и заботах. В этой части концерта зрителей в числе прочего радовали и саундтреком к кинофильму «Я закрываю глаза», и кавером на North Brother Island Хаушки (немецкого коллеги по цеху, который выступит здесь же в грядущее воскресенье), и сказом об эпохах Zeitgeist, и даже премьерой – сочинением «Мечтатель», написанным специально для хореографической постановки Ильи Живого в Мариинском театре. В конце вечера, на последних и, казалось, самых эмоциональных секундах на виолончели порвались несколько струн, что ни сколько не помешало поставить эмоциональную и эффектную точку. Все трое под бурные овации подошли к краю сцену на поклон – большая часть зала аплодировала со своего берега стоя, одновременно пребывая будто под гипнотическим впечатлением от услышанного.

Так музыка Рихтера украсила открытие серии «Неоклассиков» и задала, словно камертон, идеальное направление для новых встреч с нашими талантливыми современниками, творящими звучащую историю в своем изысканном ключе.

Евгения Троицкая, специально для MUSECUBE

Фото для репортажа с официальной страницы ВК


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.