26 декабря в Петербурге выступила белорусская пост-панк группа Молчат Дома. Коллектив, которому всего 4 года, на данный момент является самым популярным среди русскоязычных исполнителей, прослушиваемых за рубежом. Разбираемся вместе, как им удалось достичь подобного успеха.
На концерт в Петербург Молчат Дома приехали после своего обширного европейского тура, в ходе которого они отыграли в странах Балтии, Швеции, Дании, Франции, Бельгии, Германии, Польше и Англии. Примерно на половине этих концертов был объявлен sold out — неплохо для группы из постсоветского пространства, правда? Более того, на весну 2022 года у коллектива запланированы 26 (!) концертов в США. Многие группы отдали бы все ради такого турне, но… их не зовут. А вот белорусское трио сейчас нарасхват! В чем же их феномен?
При ближайшем рассмотрении мы не увидим чего-то сверхъестественного — коллектив был образован в Минске в 2017 году рабочими со стройки (основателями группы являются Егор Шкутко и Роман Комогорцев, позже к ним присоединился Павел Козлов). Свой дебютный альбом «С крыш наших домов» музыканты выпустили на американском инди-лейбле Sacred Bones, специализирующимся на пост-панке и экспериментальной музыке (среди прочих на этом лейбле издают свои записи Дэвид Линч, Zola Jesus и Джон Карпентер). Но настоящую популярность группа получила после того, как их трек «Судно» «выстрелил» в TikTok, став вирусным. После этого последовала цепная реакция — песни группы стали популярны в YouTube и Spotify, причем основная доля слушателей пришлась на Мексику, Латинскую Америку и США. Можно смело утверждать, что именно соцсети помогли группе Молчат Дома найти слушателей по всему миру.
Чем же так приглянулась латиноамериканским и европейским слушателям музыка коллектива, исполняющего песни исключительно на русском языке? Своей атмосферой! Молчат Дома играют мрачную, меланхоличную музыку, намеренно «состаренную», словно та звучит с раритетного фонящего проигрывателя. Винтажному лоу-фай звучанию вторит и визуальная эстетика группы — клипы не обходятся без типовых советских панелек и ветхих, но все еще внушительных памятников бруталистской архитектуры. Сами артисты выступают в черных одеждах в утилитарном стиле, а в фронтмена группы Егора Шкутко на концертах, судя по его движениям, вселяется дух Иэна Кертиса. В диковинной группе из Минска признали последователей культовых Joy Division с поправкой на местный менталитет. Наверняка сыграло свою роль и протестное движение в Беларуси, когда внимание мировой общественности было направлено на эту страну. В общем, в случае с Молчат Дома все пазлы сложились воедино.
Концерт в Петербурге начался практически без задержек — музыканты появились на сцене в нарочито строгих черных одеждах, и в числе первых исполнили песни «Клетка», «Звезды» и «Люди надоели». Помещение клуба заполнили бурлящие переливы синтезаторов, мрачные ритмы драм-машины и отрывистые гитарные партии, приправленные дымом, тусклым светом софитов и редкими всполохами стробоскопов. Пост-панк и нью-вейв в лучшем виде, господа! Разница между зарубежными группами, играющими в схожем стиле лишь в том, что Молчат Дома поют на русском языке. В остальном мы имеем настоящих фирмачей, которые за 3 альбома сумели отточить свой стиль до блеска.
В арсенале группы есть разные песни — под одни можно погрустить и поностальгировать, под другие — забыться в яростных танцах. Интересно было слушать, как композиции с разным настроением звучат на живом концерте, получился весьма занятный контраст! Вот Егор Шкутко буквально кричит, что он «не коммунист» в ярких всполохах стробоскопов, затем весело танцует под трек «Дискотека», а после призывает «только не молчать» во время исполнения композиции «Дома молчат». И такие американские горки были на протяжении всего концерта, эдакий контрастный душ для души и тела!
Петербургская публика в этот вечер тоже была в ударе. Рассадки по местам в клубе «Морзе» в этот вечер не получилось — народ жаждал жарких танцев! В итоге получился настоящий рок-концерт — со стоячим партером, слэмом и прочими активностями (и это правильно, ведь все крупные мероприятия в Петербурге давно проходят в режиме Covid Free). На протяжении почти двух часов, что шел концерт, энергообмен между публикой и музыкантами не прерывался ни на минуту.
Ну, а в финале, когда музыканты вышли на бис и спели ту самую композицию «Судно», принесшую им мировой успех, случился массовый слэм, какого Петербург не видел, пожалуй, с начала пандемии! Хочется завершить репортаж цитатой из этой же песни:
«Эмалированное судно
Окошко, тумбочка, кровать, –
Жить тяжело и неуютно
Зато уютно умирать»
Игорь Фоломеев специально для Musecube
Добавить комментарий