2019 год связан сразу с тремя круглыми датами, связанными с именем советского и российского композитора Валерия Гаврилина: в год 20-летия со дня первого Гаврилинского фестиваля и 80-летия самого маэстро проходит 10-й фестиваль, посвящённый его творчеству. С 22 по 26 октября Петербургская филармония провела серию концертов, приуроченных к этому событию.
23 октября в Малом зале филармонии состоялся вечер «Посвящение Гаврилину». Концерт открыл задорный инструментальный номер «Праздник» из балета Валерия Александровича «Дом у дороги» и вступительное слово вдовы композитора Натальи Гаврилиной, которая поблагодарила организаторов мероприятия и гостей фестиваля.
В первом отделении прозвучало 14 разнохарактерных песен и романсов Валерия Гаврилина на стихи В. Максимова, А. Шульгиной, Б. Гершта, Л. Куклина, Е. Агафонова и А. Володина, объединенных общим названием «Душевный разговор», заимствованным у одной из композиций. Эта часть концерта превратилась в театрализованное действо с участием солистов Ольги Васильевой (сопрано), Владимира Яроша (баритон), Анны Фомичёвой (мастер художественного слова) и Сергея Зыкова (баритон) и Камерного оркестра народных инструментов Санкт-Петербургского Государственного Института Культуры «Скоморохи» под управлением Виктора Акуловича.
Далее, во втором отделении, прозвучали произведения совершенно другого характера – вокально-симфоническая поэма для солистов, детского хора и симфонического оркестра на слова Альбины Шульгиной «Военные письма». Переложение для оркестра народных инструментов сделал сам Виктор Акулович, а исполнили произведение Анастасия Михалевская (меццо-сопрано), Сергей Зыков (баритон), Ксения Попова (фортепиано), Гриша Акулович (чтец), Камерный оркестр народных инструментов Санкт-Петербургского Государственного Института Культуры «Скоморохи» и Концертный хор «Перезвоны» ДМШ им. Глинки (художественный руководитель Лариса Яруцкая).
Как признавался сам Валерий Гаврилин, «Военные письма» — это драма о женщине, у которой любимый человек погиб во время войны, а она продолжает его до сих пор ждать. Это сочинение о любви, которая разрушена на этот раз страшным бедствием — войной. Подобно злому лиху из русских сказок, она приносит горе и слезы людям, отнимая у них самых дорогих и близких, отнимая любимых.
Вокально-инструментальная поэма начинается с эпиграфа:
— Уезжал он зимой или летом?
— Не помню, ничего не помню, помню только, что было воскресенье, и с утра собирался дождик.
— Сколько лет ему было, мама?
— Не помню, ничего не помню, помню только полосатую рубашку, зеленым по белому полю!
— Что сказал он в последнюю минуту?
— Не помню, ничего не помню, помню только, что губы шевелились, а потом загудели паровозы.
— Как домой ты вернулась, мама?
— Не помню, ничего не помню, помню только, что грела руки, у какого огня — не знаю…
В «Военных письмах» выражен интерес автора к ценностям крестьянского характера, духовным особенностям русской личности. Кроме того, этот цикл открыл новую ветвь творчества Валерия Гаврилина – военно-патриотическую тематику. Родившись в 1939 году, композитор испытал на себе все последствия ВОв, поэтому образ войны творчеству Гаврилина был близок. Драматическая поэма «Военные письма» распространяет историю любви двух молодых людей на целое поколение, живущее в военное и послевоенное время. И нам удалось почувствовать и услышать боль потери родного человека, тоски и смерти, благодаря мастерскому исполнению оркестра и солистов.
Российский музыкальный Гаврилинский фестиваль продолжает свою историю, и мы с нетерпением ждём его возвращения через два года, когда снова можно будет окунуться во всё разнообразие музыки великого композитора XX века.
Анастасия Видмайер специально для Musecube
Добавить комментарий