Предрождественская реггей-ска регата или жизнь враскачку

Можно играть отдельными нотами, а можно не скупиться и выдавать на-гора аккорды. Московская площадка Life Pub решила пойти по второму пути и 6 января объявила о минифесте под вывеской «Monday Before Christmas», предложив всем страждущим проделать музыкальное предрождественское путешествие от Питера до Москвы (а, вернее, наоборот) под музыку реггей и ска. С одной стороны – тянучка и бесконечные повторы, оттяжки и параллели-параллели-параллели, граничащие то ли с обкуренностью, то ли с тропикозом, а с другой – позитив и яркость, понятные повороты, очевидные правила. И всё же, как ни крути, участники фестиваля – москвичи из The Punchers и питерцы из Spb Ska-Jazz Review – два коллектива одной поляны. Такие разные, и такие похожие.

Но живая музыка чуть позже, а пока настроение правильное создавали лучшие MOD-диджеи двух столиц, среди которых Олег «MoBKiD» Миронов и легендарный Денис «DJ Messer» Купцов. Появившись в конце 50-х годов прошлого века в Британии МОD-культура, иногда ещё называемая «субкультурой опрятных хулиганов», стала чем-то таким, что позволило смешать в одном котле, с одной стороны, рабочее происхождение, а с другой — новомодные джазовые вечеринки. Связующий элемент всего этого замеса – стиль жизни, придуманный самими модами. Соответствуешь – ты в обойме, а нет – всё, над тобой смеётся планета. Считается, что именно моды внесли заметный вклад в нынешнюю модную индустрию, а многие современные бренды открыто копируют элементы стиля модов. Коснулось их влияние и музыки. Именно моды привели в Британию «чёрную музыку»: джаз и соул, и, как следствие, реггей, рокстеди и ска.

Но это, так сказать, обстановочка, окружающая картина мира. А теперь наконец-то про участников.

The Punchers всего-то 8 лет от роду. Впрочем, пережить ковид – это уже кой-чего да значит! Боевое крещение пандемическим угаром пройти – не реку вброд перейти. Высокий, не по-молодежному модный фронтмен Кирилл Сосед слоняется по сцене, изображая состояние лёгкой задумчивости. Чуть приоткрытый рот – признак отрешённости. Тёмные очки, короткая стрижка, внятно очерченный изгиб полноватых губ — внешне его можно сравнить с рулевым обоза Иваном Демидовым (если кто помнит такой популярный телеперсонаж из 90-х). Мелодически музыка проста и даже малахольна, ритмически – жёсткий вариант реггей, эдакий последыш рокстеди, когда от ска остались лишь намёки. Бас перегружен, вместо духовых много клавиш, и вся эта монотонно-тяжёлая история совсем не мешает коленцам солиста. Рука вдоль бедра! Вверх! Опять вверх! Снова вверх! А когда же будет вниз?… Эти странные танцы заводят не меньше, чем… этот дикий замес реггей и ска. А ещё ноги должны быть неизменно прямыми. Ни дать, ни взять, Олег Гаркуша из АукцЫона. Но только совсем не он, а музыка – рваная, с примитивной, но при этом запутанной ритмикой. «Taxi Driver» или «Fat Worm» — такие простые и очевидные в студийном варианте, в live-версии медитативно-психоделические плясовые, на фоне которых даже разухабистый «Baldy Boss» — пожалуй, едва ли не самая простая и легко доходящая вещица. У таких коллективов традиционно есть своя тусовка, которая перемещается с концерта на концерт, вводящая приблудных в нужное психосоматическое состояние и создавая адекватное настроение. И вот уже кажется, что ты тут свой, что музыка знакома, что хочется ещё и ещё, а это означает, что попал в струю, принял направление потока, который подбрасывает, разворачивает, и главное теперь – это элементы уже твоего образа: «рука-пила», прикосновение к душке очков, повтор слова, снова повтор, а ещё смена ритма и даже мелодии.

Оказавшийся неожиданно коротким сет The Punchers закончился также внезапно, как и начался. Раз мне хочется ещё, вероятно, я ухватил-таки эту волну за хвост. Скажите, доктор, это заразно?

Spb Ska-Jazz Review – второй участник предрождественской реггей-ска регаты, и вновь яркие представители жизни враскачку. Их музыка – замес из джаза, ска и реггей, от которых ноги начинают сами притопывать в ритм, но голова продолжает шурупать, музыка-то интеллектуальная, требующая отслеживания партий и получения эстетического удовольствия от капелек свинга. На сцене традиционно одетые в чёрно-белое музыканты и яркое жёлтое пятно – солистка Маргарита Касаева. «Дудок не может быть много!» — скажу я Вам! Иван Неклюдов (баритон-саксофон), Александр Плюснин (труба), Дмитрий Внуков (тенор-саксофон) и Антон Вишняков (тромбон) – духовая секция, а вкусную инструментальную подложку обеспечивают Евгений Шин (гитара), Евгений Руденко (клавиши) и Константин Данилов (бас-гитара). Держит ритм, не давая ненароком оступиться, лидер коллектива Денис Купцов (ударные). Кстати сказать, эти ребята – не только замечательные музыканты – мастера вставок и попурри, но ещё короли конферанса.

К моей радости в этот раз собравшихся ждал настоящий клубный концерт. Как бы так объяснить попонятнее: всё-таки spbsjr — коллектив весьма многочисленный, а потому и концерты, даже происходящие на клубных сценках, кажутся масштабными, с замахом. Как следствие, теряется в них какая-то уютная изюминка. Life Pub не подкачал! Просторная высокая сцена, но при этом глубина и доступность музыкантов, а ещё хороший балкон и отличный танцпол. Всё, как мы любим! Ну, а музыка, как обычно выше всяких похвал! И случилось редкое по нынешним временам погружение.

Помимо стандартного набора любимых хитов в плейлист попали «Mexico» и новенькая «Sique Tu Camino». Очевидно, обе песни — издержки сверхуспешного прошлогоднего мексиканского трипа. Музыканты до сих пор под впечатлением от масштаба фестиваля и тёплого приёма. «Growing Up Is Just A Trap» — визитная карточка Маргариты Касаевой, которая сумела не потеряться в череде замечательных солисток группы, найдя свой образ. Каверы из репертуара группы «Наив» — один и её коньков. Вам мало было «Fight, Rebel & Riot»? Что ж, получите ещё: «Dehumanized» — неожиданная переработка одноименной песни с самого необычного, часто называемого «экспериментальным», англоязычного альбома 1994 года. И это уже совсем другое spbsjr, как будто взгляд сбоку, когда всё знакомо, но так вкусно, что даже и не узнать!

Санкт-Петербургского ска-джаз ревью всегда мало, как бы и где бы не доводилось их смотреть и слушать! Вот и в этот раз был великолепный «Elephant Riddim», но не было «Water Taxi». Прозвучала драматическая «In Russia», но в плейлист не попала трогательная инструментальная «Умка». Что делать, за почти четвертьвековое существование репертуар группы настолько разросся, что каждый раз приходится выбирать и, как говорила героиня одного известного фильма, «резать, не дожидаясь перитонитов». Полуторачасовой сет пролетел, как одно мгновение. Живое выступление подошло к концу, но продолжает звучать музыка – музыка в стиле МOD. «Оставайтесь на дискотеку! Оставайтесь с нами! Оставайтесь вечно с нами! Оставайтесь же в конце концов!» — закольцевал фестивальную историю барабанщик Spbsjr, медиаменеджер и MOD-диджей Денис Купцов.

Кто остался, тот остался, ну, а нам пора домой – переваривать впечатления и ждать очередной реггей- и ска-регаты. И да пребудет с нами очередной сеанс жизни враскачку. Аминь!


Андрей Ордальонов специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Яны Иксановой по ссылке


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.