Против «Божьей воли»

Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Конституция РФ, ст. 14, п. 1


Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Конституция РФ, ст. 28

Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.
Конституция РФ, ст. 44, п. 1

«Я атеист, защитите мои чувства!» — голос солиста группы Satarial разносится над Триумфальной площадью, и слушатели подбадривают его аплодисментами. Субботний день, жара. Двести москвичей вышли на улицу, чтобы бороться за свое право слушать любимую музыку.

Эта история началась задолго до 19 июля 2014 года. И вовсе не с того, как участники православного общественного движения «Божья воля» и других решили во что бы то ни стало бороться с проявлением сатанизма и мракобесия на Руси. Она началась даже не тогда, когда наша Государственная Дума, до смерти напуганная выходкой нескольких излишне активных девушек, выдала закон о защите чувств верующих. Нить этой истории ведет как минимум на тысячу лет назад, туда, где бравые могучие дядьки, понавешав на кольчуги крестов, двинулись прочь из родной земли, нести мир и добро язычникам и истреблять тех, кто особенно яростно сопротивлялся благословению. А уж когда именно вся эта заварушка началась — доподлинно неизвестно. Потому что не знаем мы, кто первым подумал: «Хмм… А ведь религия — хороший инструмент!..»miting

Так и повелось. Вера — это самое светлое чувство, какое только может быть у людей. Религия — политический инструмент, к которому даже прикасаться противно. Последние сто лет русская православная церковь переживала не лучшие времена: ее заменили другие идолы. Но вот уже четверть века как нет СССР, и в нашем прогрессивном отечестве к мемам «инновации» и «нанотехнологии» прибавился новый — «духовные скрепы», которые постоянно нужно то ли клепать, то ли чинить.

Их клепают и чинят как сверху, так и снизу. Если правительство имеет силу запрещать, то православные активисты своими силами борются с истинными врагами христианства — мирной сектой пастафарианцев (верующих в летащего макаронного монстра) и поклонников тяжелой музыки. В ход идут молитвы, кетчуп, тухлые яйца, угрозы, кулаки, а также такие уголовно наказуемые деяния, как заведомо ложные сообщения о готовящемся террористическом акте. Два самых громких итога: сорванные гастроли польской группы Behemoth и отмена долгожданного московского выступления группы Marilyn Manson – и это только вершина айсберга.

Таким образом цепь исторических событий привела к тому, что 19 июля 2014 года, пока половина Москвы отвисала в Коломенском на «Пикнике Афиши», небольшая, но гордая и сознательная кучка любителей тяжелой музыки собралась на Триумфальной площади, чтобы побороться за свои права. Кстати, подготовка мероприятия тоже прошла не так гладко, как хотелось бы: депутат Законодательного собрания Петербурга Виталий Милонов уговаривал мэра Собянина запретить проведение митинга, а также призывал московское казачество всячески этому поспособствовать. Не молчали и те самые православные активисты во главе со знаменитым Дмитрием Цорионовым (aka Энтео), изыскивали законные способы помешать металистам. Металисты в ответ ухмылялись, потирали кулаки и закатывали рукава, хрупкие девушки (а среди поклонников метала немало и таких) искали попутчиков «на всякий случай». Накануне митинга численность группы «Вконтакте», посвященной событию, насчитывала более двух тысяч человек.

Правда, в день митинга стало ясно, что две тысячи — это все-таки утопия. За полчаса до начала ничто не нарушало покой бронзового Маяковского, только только два-три молодых человека, одетые, несмотря на жару, полностью по форме (черные джинсы, футболка и атрибутика) слонялись в отведенном закутке Триумфальной площади. Гастрольный минивен группы Satarial, импровизированная сцена и колонки — вот и все оборудование митингующих. Рядом с таким «богатством» рамки-металлоискатели, неcколько полицейских машин и поливалки выглядели неуместно.

Впрочем, к половине третьего (официально заявленное начало мероприятия) обещанные двести человек (а именно такое количество народу было согласовано) просто-таки материализовались из ниоткуда, и все присутствующие заметно веселели с каждым новым прибывшим. Примерно тогда же случился первый (и единственный) эксцесс: полиция отказалась пускать на митинг бородатого мужчину с плакатом, на котором значилось: «Гундяй — Швондер». Активист не стесняясь возмущался.

— А чем мотивировали, что вас не пускают?» — спрашиваю я.

— Говорят, не по теме. Я им: «Как это не по теме?!», уже и организаторы подходили, подтвердили, что по теме, а вот этот вот, их главный — он машет рукой в сторону полицейских у рамок. — Запретил меня пускать. Это произвол! — безо всякой паузы, забыв обо мне, он начинает размахивать плакатом. — Крысиный произвол!

Вела митинг и объявляла всех выступающих Lolita из группы Satarial, облаченная в костюм монашки и постоянно демонстрирующая в длинном разрезе на черной ткани голую ногу. Если не считать этой довольно мирной провокации, мероприятие прошло крайне спокойно, и если кто-то ждал кровавых жертвоприношений, то, увы, ушел разочарованным.

Где-то в СМИ обронили замечательную фразу: на митинге собрались исполнители и любители тяжелой музыки, а также простые атеисты и сатанисты. Человек, который написал такую фразу, явно не был на самом мероприятии и в глаза не видел ни тех людей, кто там выступал, ни тех, кто их слушал. Поскольку к атеизму все происходящее имело довольно мало отношения, а уж к сатанизму — тем более. Здесь собрались люди из настолько разных сфер, что музыканты даже оказались в меньшинстве. Театральный режиссер Кирилл Ганин, представитель фонда «Здравомыслие» Александр Голомолзин, сопредседатель Совета атеистов Рунета Михаил Степанцов, феминистка Татьяна Болотина, бывший монах Михаил Баранов… суть всех речей сводилась к одному: мы боремся за свою свободу. У нас есть право, согласно Конституции, быть такими, какими мы хотим, и слушать такую музыку, какую мы хотим. И это право мы будем отстаивать.

Ближе к концу митинга народ совсем расслабился и развеселился. Из толпы вынырнул самодельный, ручкой нарисованный плакат: «Энтео зассал». На самом деле нет, не зассал. Один из «виновников торжества» все же пришел на площадь. Стоял в сторонке, вел беседы со всеми желающими. Позже, со своей страницы Вконтакте, пожелал всем «вразумления».
Вообще из всех активистских сборищ, которые я видела, это, несмотря на разношерстную публику, было самым тихим, мирным и адекватным. После очередного выступления кто-то в первом ряду, то ли в шутку, то ли всерьез, принялся скандировать: «Пу-тин-вор! Пу-тин-вор!». Над толпой повисло неловкое молчание: это-то здесь причем?

Это была акция не против Путина, не против властей вообще, и совершенно не против христианства или православия, да даже не против РПЦ. Из тех, кто стоял в этот день на Триумфальной площади, многие как минимум крещеные, а кто-то наверняка даже по-своему празднует Рождество и Пасху. Если уж на то пошло, это была борьба исключительно против фанатизма и неадекватности. Против ущемления прав и насаждения чужого мнения…

Вера человека и его душевные качества абсолютно никак не связаны с его восприятием религии. Есть люди в косухах, серьгах и футболках с черепами, но знают Библию и веруют больше многих воцерковленных. И есть люди, которые держат себя в черном теле и считают, что вся музыка — от лукавого, но после общения с ними почему-то хочется вымыть руки… Кто-то молится на иконы, а кто-то — на любимую музыку, которая помогает ему в тяжелые минуты. И если истинное христианство учит «возлюбить ближнего своего», то это еще очень большой вопрос, кто является христианином в широком смысле слова — якобы сатанисты с гитарами в руках, или православные, бросающиеся в них тухлыми яйцами.

Давайте жить дружно. Аминь.

Светлана Горло, специально для Musecube.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.