Раскрепощенный джаз от Mathias Landaeus Trio

25 апреля в клубе Союз композиторов утонули в джазе все его истинные знатоки, придирчивые ценители и простые любители. Причем, процесс погружения начался с порога: зрители смогли сразу настроиться на нужную волну, услышав записи различных исполнителей этого направления еще до выступления Mathias Landaeus Trio.

Пока гости, терпеливо надеясь, поглядывали на сцену, где своего часа ждали барабанная установка, контрабас и пианино; главный герой шведского джаза – Матиас Ландеус, выглядывал из-за двери и уже подумывал выйти на сцену, как его опередила белокурая переводчица, немного взволнованно представив коллектив.

Матиас выглядел замечательно небрежно: на нем был классический костюм горчичного цвета, кеды и кепка. Контрабасист предстал весь в черном и напоминал элегантного участника похоронного оркестра, а одежда ударника была незатейлива, как набор простых карандашей. И вот такие разные музыканты начали концерт.

С первой композиции стало понятно, что задача у коллектива весьма сложная: фри джазовая стилистика хоть и делает акцент на свободу импровизации, зато заставляет музыкантов чувствовать и слышать друг друга, что весьма непросто при ритмической нерегулярности.

Во время исполнения было заметно, что Матиас ощущал себя расслабленно, однако весьма уверенно. Он в полной мере наслаждался процессом и, порой даже пританцовывал сидя на скамье. А у контрабасиста было напряженное, но счастливое лицо, как будто в данный момент он обладал женщиной, и неудивительно, ведь контрабас заиграл надрывно, звучание его прерывалось, а небольшое эхо, как будто, отскакивало от стен в разных направлениях.

Следующее произведение началось с партии пианино, чей высокий темп, вкупе с высокими же нотами, порождал образ небольшой птички, которая сначала летала над городским двором, потом ненадолго села и снова вспорхнула, резвясь в воздухе. А дальше музыка затаилась: значительно и мягко заиграл контрабас – это, лениво потягиваясь, вышел кот. На протяжении всей композиции партии пересекались, то ускоряясь, то замедляясь, изображая игру-борьбу птички и кота, но концовка оказалась стремительна, хоть и прозвучала на низких нотах – кот птичку все же поймал.

С ходом концерта музыканты все больше импровизировали, расслаблялись, и почти не было заметно, как большинство присутствующих погрузились в некий транс. Это связано с тем, что у джаза, как у некоторых целостных и сложных музыкальных направлений есть особое свойство: либо ты попадаешь под его обаяние, либо нет. Промежуточного отношения быть не может.

А следующую композицию объявил сам Матиас, заговорив с публикой на английском языке. И что бы вы думали? Трио, как и многие другие джазовые музыканты, покусилось на самого Армстронга, исполнив What а wonderful world. И хорошо, что солист сам объявил об этом, так как за толщей импровизации, за наслоением атональности, узнать это известнейшее произведение было бы практически невозможно.

Дальше становилось все интереснее потому, что была исполнена мазурка Шопена. В начале пианино зазвучало классически, но его неожиданно жестко прервал контрабас.

После мазурки Матиас рассказал о значимой вещи, которую он написал сам. Она называется Family тree и посвящена родственникам нашего героя. Вдохновителями музыканта в большей степени явились его дядя и кузина. В начале композиция исполнялась степенно, видимо, речь шла о предках, но ближе к концу, пианино стало звучать заметнее и ярче, ведь изображались дети. Интересно, что это произведение будто намеренно не закончено, так как у жизни обязательно будет продолжение, просто оно еще не написано и не сыграно.

А публика тем временем была очарована и расслаблена – это стало заметно по выражениям лиц и позам. Кто-то блаженно застыл с бокалом вина, кто-то ненавязчиво целовал спутницу, а кто-то почти дремал на мягком диванчике.

После не очень большого перерыва трио снова вышло на сцену, но уже не налегке, а с бокалами пива для каждого участника. Задора прибавилось, и в этот момент было уместно сыграть Пола Маккартни с перебоями и перестроениями, чтобы зрители смогли мысленно подпевать: «…I love you, I love you, I love you».

Позже пришла пора музыкантам показать себя во всем блеске шведского стиля. Матиас так и объявил: «сейчас вы услышите музыку нашей школы, нашего направления». Особенностью исполнения стало заметное усиление ударных – барабан зазвучал намного громче, чем в предыдущих композициях. Пианино также стало играть громче и обозначилось рывками на фоне непрекращающихся барабанов. Появлялось ощущение, что инструменты «держали» мелодию, все выглядело сильнее, жестче и выразительнее, как будто одновременно прогремели десятки маленьких взрывов.

В целом концерт был неоднородным, все присутствующие смогли узреть и оценить всю исполнительскую палитру коллектива, от фьюжна и фри-джаза до их собственного самобытно-ударного стиля. Безусловно, в этот вечер состоялось замечательное музыкальное событие – посещение Mathias Landaeus Trio разнообразило российскую джазовую сцену.

Текст: Любовь Малиновская
Фото: Татьяна Соколова

Полный фотоотчёт здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.