Распадающийся унисон классиков питерского ска-джаза

Spb. Ska-Jazz Review

На календаре 15 июля – макушка лета, которое выдалось ни то, ни сё. То дождь, то жара, то ветер, то всё вместе взятое. Синоптики обещают 20%-ные осадки, однако, вместо этого за окном самый настоящий мокрюль. Долгожданный московский концерт St.Petersburg Ska-Jazz Review на летней сцене кафе «Март» начинает терять свою привлекательность, в то время как риторический вопрос «не помешает ли выступлению погода?» уныло повисает без ответа. Дождь прекращается самым что ни на есть волшебным образом ровно за два часа до начала выступления, над головой появляются голубые проблески чистого неба. Одновременно выясняется, что под «летней сценой» имелась ввиду вполне себе уютная крытая пристройка. Жизнь налаживается! Несмотря на лето и субботу, зал кафе «Март» практически полон. Этих выступлений ждут, на них неизменно жгут.

Ска-джаз — музыкальный стиль, образованный путём скрещивания джазовой свободы и ритмики музыки ска. Распространение музыки по планете не имеет границ. Главное, чтобы с одной стороны были энтузиасты-исполнители, а с другой – пассионарии-потребители. В России есть джазовые исполнители, есть музыканты, специализирующиеся на реггей. Некоторые коллективы пытаются заигрывать с музыкой «ска», что обеспечивает к ней временный интерес, достаточно быстро сходящий на нет. А вот ska-jazz, кроме St.Petersburg Ska-Jazz Review, в нашей стране не исполняет практически никто. С учётом того, что исполняемая SPBSJR преимущественно авторская — это абсолютно уникальная формация, прорубившая отечественному слушателю окно в мир корней ямайской музыки.

Spb. Ska-Jazz Review
Spb. Ska-Jazz Review

За 22 года своего существования проект SPBSJR неоднократно менял состав и даже замораживался на несколько лет, но, несмотря на всё пертурбации, не только воскрес и благополучно процветает, но и, оставшись верным делу музыки ска, как и когда-то, гордо несет клетчатое чёрно-белое знамя.

На сцене духовая секция Александр Плюснин (труба), Иван Неклюдов (баритон-саксофон), Антон Вишняков (тромбон) и Дмитрий Внуков (тенор-саксофон), на гитаре Евгений Шин, за клавишами Андрей Руденко, на басу Константин Данилов. За спинами многочисленного коллектива его основатель — легендарный барабанщик Денис Купцов. Начало традиционное — инструментальное путешествие в детство или, в переводе на иностранный, — «Trip Back To Childhood». Песня с упругим раскачивающимся ритмом и неизменными 2/4 открывает концерт, создавая нужное настроение.

Исторически сложилось, что SPBSJR – группа, меняющая солисток,… как перчатки. Ну, или почти как. Причины самые разные. Только на моей памяти через микрофон прошло, по крайней мере, пять девушек (и это не считая разовые замены). А, с другой стороны, и коллективу-то уже больше 20 лет. За такой срок, что только не бывает.

На концерте в кафе «Март» группа выступает в расширенном составе. Восемь музыкантов – это само по себе ого-го, но 15 июля вместе с ними на сцену вышло одновременно аж трое солисток! Впрочем, как шутят сами музыканты, «девушек много не бывает»: Маргарита Касаева, Ксения Штейрина и Юлия Гаученова – три великолепных цветка или «три питерские ска-джаз ревьюхи». Встречайте!

Они такие разные — голоса, харАктерные амплуа, абсолютно различные типажи, но при этом все три такие классные! За счёт различия в тембрах унисон распадается, обогащаясь в интересную палитру обертонов. Звучат первые ноты «Elephant Riddim». Девушки материализуются на сцене одна за другой. Подпрыгивающий ритм, настроение рокстеди, сильная вторая доля (но это не точно). Летняя веранда заполняется теплом и горячим межстилевым миксом. Ребята, поверьте, это огонь!!!

Одни песни обладают интересным свойством: они имеют своего уникального исполнителя, с ним и только с ним ассоциируются мелодия, слова, настроение. Движения, ритмика настолько сливаются с вокалистом, что кого-то иного у микрофона и представить невозможно. Другие песни более универсальные. Они гармонично звучат в любом исполнении, при всём возможном различии голосов и тембров. Именно к их числу относится «Too Good To Be True». Вот даже и название тому подтверждение: «Слишком хорошо, чтобы быть правдой». Кстати, для многих команда SPBSJR началась именно с этой песни.

Spb. Ska-Jazz Review
Spb. Ska-Jazz Review

«Growing Up Is Just A Trap» — совсем другая история: заглавная композиция с последнего одноименного альбома, весьма молодое, но уже абсолютно великое произведение. Оно влипает память, цепляется, будто колючка репейника, от которой не отвяжешься. Кажется, эта песня могла бы звучать из утюга, если бы он умел воспроизводить музыку. А исполняет композицию Маргарита Касаева. И это именно её вещица.

Играть весело, разбрызгивая налево и направо безутешный позитив, смешивая хулиганские ска-мотивы с джазовой респектабельностью, — занятие непростое. Ироничная, но в то же время драматическая «In Russia» – песня про Россию и для России, написанная в далёкие времена, когда всё было по-другому, деревья были зелёными, по земле бродили стада мамонтов, а камни даже на ощупь казались каменными. Что-то изменилось? И да, и нет. Впрочем, не стоит обольщаться раньше времени, ведь всё течёт, и всё меняется! Сейчас песню исполняет Ксения Штейрина. И эта композиция под её сценический образ, под её темперамент.

Spb. Ska-Jazz Review

Солистки меняются без остановки, выступая то по одиночке, то дуэтом, то в формате трио. На сцене нескончаемая круговорот женской красоты, да такая, что глаз не оторвать! Медленная в раскачку, реггей-вещица «Four Months», позволяет немного выдохнуть, сделать паузу в нонстопе ска-джаза, и только речитативные вставки Юлии Гаученовой напоминают куда и для чего все собрались. Агрессивная артикуляция и яркая мимика, как говорится, возвращают на грешную землю. Не просто же так Юлию позиционируют как звезду реггей-музыки, способную растрясти и завести любую самую расслабленную аудиторию. Очевидно, тут она в своей тарелке и в своём амплуа!

Отсылка к младопанковскому прошлому некоторых музыкантов коллектива времен группы Spitfire – исполненная в бешеном темпе инструментальная «Rio Rita». Впрочем, SPBSJR хоть и не гнушается, но традиционно не злоупотребляет исполнением каверов. И уж точно можно сказать, что в их версиях чужие песни приобретают новую окраску, как правило, ироничную и броскую. Яркий пример — «Fight, Rebel & Riot» — песня из репертуара группы Наив, с доисторических времён практически ежеконцертно включающаяся в плей-лист выступлений героев сегодняшнего материала.

«Disobedience is a part of the game,
Where the rules are always the same»

Spb. Ska-Jazz Review

В формате ска-джаза панковские «борьба», «мятеж» и «бунт» превращаются в пародию. Именно так, и никак иначе. Всё правильно. Но, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. Не просто же так было замечено, что «в воспитании должна быть классика, в голове — джаз, а в поведении — рок-н-ролл». Главное – ничего не перепутать.

А тем временем ска-джаз продолжается. В мороз и в дождь, в огонь и в воду и даже … в медные трубы. И да разгонит он любую хандру. SPBSJR и раньше-то были такими, а уж на 23-м годе существования с тремя солистками, обеспечивающими распадающийся унисон, и подавно. Аллилуйя!

Андрей Ордальонов специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Яны Иксановой можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.