Разгон длиною в год

Для меня Гарик Сукачев & Co начались с телеверсии концерта памяти Виктора Цоя в июне 1992-го. Однако, услышать Бригаду С в ее оригинальном составе вживую так и не довелось. После роспуска группы в 1993-м казалось, её история завершена. Двумя годами раньше не стало CCCР, и вот закончила свой путь и Бригада С, столь яростно воспевавшая пороки большой страны. Суперпроект Неприкасаемые — это уже совсем другая история с иной стилистикой, внутренней психоделикой и, конечно, с принципиально иным звучанием. Между Бригадой С и Неприкасаемыми тогда, казалось, разверзлась непреодолимая пропасть. Услышал «Белый колпак» и «Вальс Москва» на бисе концерта Неприкасаемых — считай, большую удачу за хвост словил. Всё это были лишь редкие исключения. Между тем, группа Неприкасаемые стала проектом, накрывшим словно гигантским серым дерюжным покрывалом, будто мешковиной, период безвременья истории, однако, став отдельным самостоятельным явлением. 90-е, 00-е, и даже 10-е… — это всё Неприкасаемые. Но, как известно, всё на свете когда-нибудь кончается…

Идея реюниона Бригады С начала витать ещё с середины 00-х, когда Гарик Сукачев вдруг начал время от времени включать в плейлист Неприкасаемых «Бродягу» и «Человека в шляпе». По крайней мере, именно так это виделось «из зала». Иногда казалось, что Неприкасаемые давили и довлели над своим создателем. Но, видимо, чтобы двигаться дальше, этот период надо было преодолеть. Трансформация «неприкосов» происходила, но отнюдь не быстро и даже не по прямой, а весьма извилисто. Можно ли сказать, что группа двигалась в сторону Бригады С? Порой такие мысли в голову приходили, хотя явных маркеров, что это было действительно так, не было.

Толчком к воссоединению послужила идея Игоря Тонких отпраздновать 30-летие московской рок-лаборатории, в связи с чем поднять с полатей всех, ещё способных встать «под ружьё». Долго ли пришлось уговаривать Игоря Ивановича, история умалчивает. Между тем, уже осенью 2015-го Бригада С дала два абсолютно феерических концерта по одному в каждой из столиц. Задник сцены с гигантским логотипом «БРИГАДА С» и мышиный френч Сукачева запомнятся надолго. Потом ещё один весенний концерт в Москве и после летнего перерыва тур, завершившийся опять концертами в двух столицах, последний из которых состоялся несколько дней назад, 9 декабря, в московском Крокус-Сити Холле.

Речь Леонида Ильича предваряет концерт, а дальше музыка. Может, это «246 шагов»? Да, нет же, концерт открывает «Я обожаю Джаз». Настоящий бригадовский боевик. На Сукачёве привычные по туру чёрный полубалахон и мятый бомжатский пиджак необычного ассиметричного покроя. И сразу «Бродяга», «Человек в шляпе» и «Чем пахнут твои деньги». Интересно, что в целом набор истинно бригадовских песен в этот раз оказался ограничен – помимо уже упомянутых, «Дорожной», да еще «Playboy» в бисовой части, собственно, больше и ничего. За бортом оказались не только совсем уж редкие «Эксгибиционист», «Оглянись» и «Гады», но даже «Have You Ever Seen The Rain». Почему?

«246 шагов» — хит из репертуара новейшей Бригады С. Его премьера на «Чартовой дюжине» в Крокусе-Сити Холле в феврале 2016-го произвела фурор. По коже бежали мурашки. И вот теперь он прозвучал с этой же сцены вновь. Это неповторимо! Великолепная Анжелика Маркова на бэк-вокале и, конечно, дуэтная перекличка фронтменов группы Сукачёва и Галанина. «Сколько теперь – 12 часов! Осталось каких-то двести сорок шесть шагов», — поёт в микрофон Галанин, а слова «Ты хоть знаешь, как твоя кожа свежа. Когда к ней прикасается сталь ножа» — уже подхватывает Гарик.

Сукачёв бодр и активен, как никогда. Пожалуй, за многие десятки посещённых концертов, таким я не видел его ещё ни разу. Он многократно пересекает огромную сцену Крокуса, в нём появилась какая-то неуёмная подвижность. Как будто не было усталости. Как будто за спиной нет изматывающего тура с работой на износ, когда каждый вечер, как последний. Сукачёв мечется по сцене, то ползёт, то ныряет под микрофонную стойку. Нечто подобное, если судить по видео в сети, было и на концерте в Питере. Может, просто конец тура, когда уже нет смысла экономить силы? Нет, пожалуй, это всё-таки что-то другое. Бешеная энергетика передается всем участникам группы. Я давно не видел такого удовольствия от происходящего, даже, пожалуй, счастья, в глазах у музыкантов. А в глазах у самого Сукачёва бесконечное чувство благодарности. Как он смотрит на Сергея Галанина! Как смотрит на Сергея Воронова и Анжелику Маркову, да, и на всех остальных! Глаза светятся добром, и это становится новой фирменным знаком Бригады С 2015-2016 годов.

Из репертуара Серьги в плей-лист Бригады С неожиданно вошла композиция «А что нам надо» и отлично туда вписалась. Кстати, настроенчески и стилистически она гораздо ближе к Бригаде С, чем, например, «246 шагов». И опять возникает дуэт Галанин-Сукачев. Гарик не перетягивает на себя одеяло, а помогает Галанину, старается оттенить его, деликатно оставаясь на вторых ролях, ведь песня то галанинская.

Композициям Неприкасаемых тоже нашлось место, притом достаточное. Депрессивно-философская «Право на выбор» с агрессивным, можно сказать, даже ожесточенным «на заборе написано Виктор Цой» и неожиданно ярким аккордеоном в конце. На «Ольге» по всему залу зажглись сотни, а может и тысячи огоньков-светлячков мобильников. На «Напои меня водой» Гарик танцует «танец огня». Он никогда ещё так не танцевал. Я не пойму, что происходит? Это прямо второе дыхание какое-то! На «Сколько можно терпеть», которую поёт Сергей Воронов, Сукачев возвращается в центр сцены почти бегом, вприпрыжку, а «Скорый поезд» фактически превращается в гимн. Даже строка «в кармане лишь крошки, в голове только муть» звучит жизнеутверждающе.

На бис звучат «Playboy», «Твой зелёный педикюр» и «Назад не повернуть». Но по большому счёту на тот момент уже было совсем не важно, чем закончится концерт, можно было вообще не выйти на бис. Лично для меня своим выступлением Сукачёв & Co сделали этот вечер, сделали эту зиму, сделали этот год. Знаю, в соцсетях уже появились комментарии, дескать, «танцпол уже не тот». Вместо того, чтобы отжигать, пиплы стояли, «как будто на Митяева пришли». А вот, интересно, критикам в голову не приходит, что видеть происходящее на сцене – практически шок? Такое ведь может больше не повториться никогда. И я очень хорошо понимаю тех, кто стоял, разинув рот, стремясь запомнить все «трещинки», каждое движение, каждый взгляд и каждый жест. Не всегда удаётся совмещать – тусование и впитывание. Два разных подхода, два разных результата. Какой правильнее? Да, кто же знает. Как говорится, jedem das seine.

Мы ждали этого дня гораздо дольше, чем можно было себе представить: кто-то — полгода, кто-то – год, а кто-то — почти вечность. Теперь 9 декабря позади. Наверное, сейчас я озвучу парадоксальную, даже крамольную мысль: надо признать, что самая что ни на есть тру-Бригада С была не сейчас, а всё же год назад. Дело даже не в плей-листе, не в подборе конкретных песен, а в настроении. А сейчас… вновь начинается дрейф? Куда? Что нас ожидает за горизонтом? Да, на весну запланирована запись альбома, альбома именно Бригады С, но какой он будет? А может это будет вообще новая Бригада С образца 2017 года? Впрочем, все эти рассуждения ничего не значат на фоне того, что и как было 9 декабря в Крокусе, когда понятно, что это Бригада С или Неприкасаемые или ещё что-то – в конечном счёте совсем не важно.

Игорь Иванович, Бригада С, Неприкасаемые, вы – лучшие!!!

«Но что же дальше?» — спросите вы. Боюсь, на этот вопрос не сможет с полной уверенностью ответить сейчас никто, даже сам Игорь Иванович. Пока ясно лишь одно – концерт Бригады С в московском Крокус-Сити Холле стал результатом разгона длиною в год и совершенно точно войдет в историю отечественной рок-музыки.

Текст: Андрей Ордальонов
Фото: Екатерина Головина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.